Энциклопедия недвижимости 

Церковная архитектура и недвижимость

 А — А

Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич 

 

Алтарная преграда — начиная с IV в. невысокий парапет между алтарем и наосом христианского храма, в русских православных храмах с XV в. преобразуется в Иконостас

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html

 

Алтарная преграда — ограждение в христианском храме, отделяющее пространство алтаря от наоса…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/%D0%90%D0%BB%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B0.html

 

Алтарное пространство — [греч. βῆμα, θυσιαστήριον, церковнослав.  , рус. также алтарь], часть храма, в к-рой находится престол

По традиции А. помещается в вост. части храма, на возвышении, куда из нефа ведут одна или неск. ступеней. От нефа его отделяет также дополнительная преграда и (или) предалтарное пространство

В древнейших храмах пространство А. могло помещаться непосредственно в нефе, даже в его середине (особенно в церквах центрического плана). С III в. А. стали ограждать низким барьером и перенесли ближе к вост. апсиде, с к-рой оно впосл. образовало единое целое

В пространстве А. кроме престола (часто с киворием) имеется одно- или многоступенчатая скамья вдоль дуги апсиды (синтрон) с епископским седалищем посередине (см. Горнее место)

В Византии и на Руси А. связывают с нефом центральные врата алтарной преграды или иконостаса (см. Царские врата) и малые врата (см. Двери), ведущие из жертвенника и диаконника (в ранневизант. традиции А. был связан узким огражденным проходом (по оси храма) с амвоном, стоявшим в нефе, часто в его центре). Апсида А. имеет окна, обычно от 1 до 3, иногда больше

С севера и юга к А. обычно примыкают помещения, предназначенные для совершения проскомидии (жертвенник) и хранения приношений (диаконник), развившиеся из древних пастофориев. Они связаны с А. проемами в боковых стенках апсиды (в визант. и западноевроп. памятниках часто имеют и внешние входы, в т. ч. с запада)

В правосл. традиции их также включают в понятие «А». Снаружи у них может не быть апсидных закруглений, но изнутри они, как и алтарная апсида, полукруглые в плане, со сводчатым завершением (конхой)

В стенах диаконника, жертвенника и алтарной апсиды устраиваются стол для совершения проскомидии (в РПЦ его принято называть жертвенником), стенные шкафчики-«печуры», умывальник, ниши для хранения углей и ссыпания пепла, полки для хранения богослужебных книг, часто — приспособления для хранения литургических облачений и проч. Боковые апсиды А. (к-рых в многонефных храмах может быть более 2) часто используются для размещения дополнительных престолов (особенно в юж. апсиде) и т. о. становятся приделами

В визант. и западноевроп. традициях под алтарным пространством могла помещаться крипта, для РПЦ нехарактерная. на Западе оно иногда окружалось амбулаторием. Если храм имел более одного этажа, на Руси под ним устраивали подклет, к-рый занимал и пространство под А.

Стены и конхи А. обычно имеют мозаичную, фресковую или иную роспись, содержание к-рой определено особой сакральной значимостью этой части храма

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/115236.html 

 

Алтарь — [лат. altar (altare, altaria) от alta ara — возвышенный жертвенник, церковнослав.  , греч. βῆμα — возвышение], обобщающий термин для обозначения священного места принесения жертвы. В лат., церковнослав. и рус. переводах Свящ. Писания словом «А.» обозначается жертвенник: «      » (Пс 50. 21b), «         » (Пс 83. 4b). В лат. христ. текстах слово «А.» употребляется для обозначения евхаристического жертвенника — престола, в этом же значении оно вошло и в зап. языки. В слав. текстах слово «А.» в значении «престол» встречается редко (напр., церковнослав. текст 94-го прав. Карф. Собора (Книга правил. С. 221)). Обычно термин «А.» обозначает не сам престол, а ту часть храма, к-рая также называется алтарным пространством и где расположен престол…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/115236.html 

 

Алтарь (лат. — высокий жертвенник) — отделенная иконостасом и находящаяся на возвышении главная часть храма, предназначенная для священнослужителей, в которой находится престол; место совершения таинства Евхаристии; символизирует собой небесную сферу. Рай.

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» 

 

Алтарь — у первых христиан — стол, на котором совершалась вечеря, и распределялось причастие. У православных — восточное отделение храма, огражденное иконостасом с 3 входами.

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html

 

Алтарь —

  1. Наиболее важная для религиозного ритуала часть православного храма, отделенная от его основного пространства алтарной преградой либо иконостасом.
  2. В западно-христианских храмах — вытянутый поперек оси храма стол, на котором совершается таинство превращения хлеба и воды в плоть и кровь Христа, а также возведенная над этим столом декоративная стенка с религиозной живописью или скульптурой (часто имеющая вид складня).

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995 Словарь Архитектурных терминов.. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Алтарь — часть христианского храма, где находится престол. В православной церкви — это восточная возвышенная часть помещения, отделённая алтарной перегородкой, позже превратившейся в иконостас. Посреди иконостаса устраивают двери, называемые Царскими, или Святыми вратами; эти двери ведут прямо к Престолу, расположенному выше прочих частей алтаря — горнее место. Он назначается для сидения архиерея. К алтарю примыкают два помещения: с северной стороны — жертвенник, где приготовляются хлеб и вино для таинства причащения. На южной стороне алтаря помещается диаконик — место для хранения священных сосудов, риз, напрестольных Евангелия и креста — предметов, состоящих в ведении диакона. Различают главный алтарь и боковые, посвящённые каким-либо святым. Перед входом в алтарь, вне святилища, находится стол — алтарь для жертвоприношений. На этот алтарь возлагались жертвы с возлиянием на них вина или елея. В отличие от стационарного алтаря существует переносный, алтарь-складень: диптихон (двустворчатый), триптихон (трёхстворчатый).

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Амбулаторий — [лат. ambulatorium — место для прогулок], обход вокруг завершающей центральный неф алтарной апсиды, образованный продолжениями соединяющихся друг с другом боковых нефов…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/114330.html

 

Амвон — [греч. ἄμβων — возвышение], специальное сооружение в пространстве наоса христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/114332.html 

 

Амвон — сооружение в христианском храме, предназначенное для возглашения богослужебных Текстов

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/vol/ii.html 

 

Амвон — (греч. — возвышение), сооружение в пространстве наоса христианского храма, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей. После XVII в. амвоны византийского типа вышли из практики, а само название перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед свв. вратами, с которого обычно возглашаются ектении, читается Евангелие и произносится проповедь

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html 

 

Амвон (греч. — восходить) — выступающая в центр храма часть солеи перед Царскими вратами, предназначенная для чтения Евангелия, проповедей и причащения во время Литургии

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

 

Апсида — (от гр. apsidos — дуга, полукруг) — алтарный выступ церковного здания, полукруглый или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, а также аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, в которой находится алтарь. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида ориентирована на восток. Храм имеет обычно нечетное число апсид.

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html 

 

Апсида — ориентированная на восток часть алтаря полукруглой или многогранной формы, перекрытая полукуполом или сомкнутым полусводом (конхой). В трехчастном алтаре может предназначаться собственно для алтаря, для ризницы и для жертвенника

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» 

 

Апсида — [греч. ἁψίδα, лат. absida, concha — дуга, арка, свод], архитектурная форма; полукруглая, прямоугольная или граненая в плане ниша, увеличивающая пространство помещения и перекрытая конхой или сводом. Изначально слово «А.» (от ἁψίδα — свод) представляло лат. эквивалент (apsida; впервые у Павлина Ноланского) греч. слова κόγχη — конха (впосл. принято для обозначения полукруглого сводчатого завершения А.)

Позже слово «А.» утвердилось как основное для описания таких архитектурных форм на Западе, откуда в XIX в. проникло в рус. обиход (в визант. книжности широкого распространения не имело, в древнерус. текстах не встречается). Наиболее важная функция а. в христ. храме — завершение алтарного пространства, в к-ром расположены горнее место, синтрон, епископский трон…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5.html

 

Арка — [лат. arcus — дуга], архитектурная форма (проем или обрамление), в основу к-рой заложен сегмент (или неск. сегментов) круга; конструктивный или чисто декоративный элемент сооружения. Арочная система — одна из основных древнейших конструктивных и архитектурно-художественных систем в архитектурно-строительной деятельности наряду со стоечно-балочной архитравной системой

Формы очертаний А. разнообразны, от полуциркульных до сложных многоцентровых (звездчатых, подковообразных и стрельчатых в исламских и готических сооружениях)

Распространенность А. в архитектуре объясняется ее высокой технологичностью и способностью эффективно перераспределять вес конструкций так, чтобы все элементы работали на сжатие, что позволяет перекрывать значительные пролеты и создавать содержательно богатые и образно выразительные криволинейные очертания

Хотя в чистом виде А. применяют сравнительно редко (аркады акведуков и виадуков, арочные мосты, аркады и аркатуры обходных галерей монастырских и крепостных стен), на технологии ее возведения основано создание ведущего класса конструкций церковной архитектуры

Существенную роль, по-видимому, играет древняя символика арочных форм: А. устанавливалась как знак победы, служила элементом, обозначающим небесное устроение (радуга, небесный свод), традиционно оформляла вход в потусторонний мир

Соответственно выработалась и христ. символика А., форма ее стала ключевым элементом оформления наиболее важных архитектурно-литургических частей храма. Широко использовалась в архитектурном декоре (напр., в аркатурно-колончатых поясах), в завершениях прясел стен закомарами, в перспективных порталах, окнах, арочных фронтонах и др., а также в оформлении погребальных сооружений (аркосолиев, часовен, крипт)

В восточнохрист. архитектуре А. применялась как универсальный конструктивный (несущий) элемент при соединении однородных и разнородных объемов, напр. при переходе от четверика к восьмерику, цилиндру барабана и куполу

В храмовом зодчестве А. обычно имели полуциркульные очертания, редко — овальные (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321), как исключение — подковообразные (Анатолия), с повышенным (Каср-Ибн-Вардан (Сирия), VI в.; ц. св. Ирины в К-поле, VIII в.) или пониженным (мон-рь Неа-Мони на о-ве Хиос, сер. XI в.) центром

В раннехрист. церковной архитектуре Средиземноморья и позже в Зап. Европе А. широко использовалась во внутренних, часто многоярусных, аркадах базилик (прежде всего как несущий элемент клерестория), в аркадах внешних и внутренних обходных галерей (особенно апсид) романского и готического периодов, в монастырских комплексах

Здесь арочные конструкции сочетались с ордерным оформлением: колонны и столбы полностью сохраняли ордерный декор, а фасадные поверхности А. получали декоративную обработку в виде архивольта, выполняющего роль ордерного антаблемента. Такие художественные решения надолго стали ведущими приемами в европ. и мировой архитектуре

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/76012.html

 

Аркосолий — [лат. arcosolium от arcus — арка и solium — трон, гроб, саркофаг], термин, употребляемый для описания погребальных сооружений в виде арочных ниш в стенах церковных зданий или катакомб; как надписание встречается на лат. раннехрист. надгробиях

А. устраивались в кубикулах (залах) знатных и богатых семей в языческих и христ. катакомбах с III-IV вв.: в нишу ставился саркофаг или в ее дне вырубалась скальная могила; передняя стенка А. могла иметь надпись или орнамент (с IV в. расписываются также тимпан и внутренняя поверхность арки). В раннехрист. период А. сооружались повсеместно и над отдельными захоронениями в гробницах и подземных склепах (группа склепов V-VI вв. с расписанными А. открыта в 90-х гг. XX в. в Фессалонике)

Подобная архитектурная организация захоронения была хорошо известна эллинистическому Востоку, в т. ч. в Палестине рим. периода (Гроб Господень описывается как скальная гробница с аркосолийной нишей, где погребение заменяет «скамья»). Христианство сохранило эту форму погребальных сооружений как в подземных, так и в наземных храмах. А. позволял архитектурно выделить почитаемые захоронения и существенно увеличить их количество, не занимая пространства храма (могилы помещались в фундаменте стены)…

На Руси А. широко применялись в храмах, городских и монастырских соборах, имевших погребения, на протяжении всего древнерус. периода. Они часто занимают все пространство вдоль стен наоса и специально пристраиваемых капелл, галерей или даже специальных крипт (храм XII в. в Чернигове)

Размещение А. не только по линии юж. и сев., но также зап. стены (нек-рые монастырские соборы XII-XIII вв. в Смоленске) говорит о том, что желание создать дополнительные А. перевешивало потребность следовать традиц. для христиан ориентации погребений с запада на восток. А. часто устраивались над раками с мощами святых, в т. ч. в межалтарных стенах (Успенский собор Московского Кремля собор Московского Кремля) и на солее перед иконостасом.

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/76082.html 

 

Архиерейский амвон — четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

 

Архитектура — [от греч. ¢ ρχιτέκτον — главный строитель], зодчество, искусство строительства и организации пространства. Является одновременно объектом материальной культуры и художественным произведением, соединяющим в себе прагматические и эстетические аспекты. С инженерно-строительной т. зр. А.- техника организации вертикальных и горизонтальных членений объемов, структурно-тектонических отношений внутри элементов строения, с художественной — это искусство пространственной организации среды человеческого обитания и богообщения

Специфической чертой А. является наличие внутреннего и внешнего пространства, а также использование др. видов изобразительного искусства для создания художественной выразительности целого. Во множественности и изменчивости форм А., подчиненных типологическим и стилистическим закономерностям, символическое отражение находит не только материальная, но и духовная история человечества

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/76558.html

 

Атрий —  [атриум; греч. ἡ ἀίθουσα — портик, колоннада, крытая галерея, лат. atrium — передний зал в храме], первоначально главное помещение этрусского и раннерим. жилого дома с очагом в центре и отверстием для выхода дыма посреди кровли (от лат. atritas — черный цвет, помещение, почерневшее от копоти)

В эпоху поздней республики и империи парадное помещение рим. дома, в к-ром место очага занимал бассейн (имплювий), а отверстие над ним (комплювий) служило для стока дождевой воды. Задняя сторона а. являлась местом отправления культа домашних богов

А. также означал открытый двор, окруженный колоннадой и расположенный перед храмом. Слово «А.» употреблялось также в качестве универсального обозначения различных сооружений, напр., Atrium vestae — обитель целомудренных дев; Atrium libertatis — резиденция рим. Цензора..

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/76774.html

Атрий — портик, колоннада, крытая галерея

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/vol/iii.html

konsulmirКниги, СловариЦерковная архитектура и недвижимостьЭнциклопедия недвижимостиАлтарная преграда,Алтарное пространство,Алтарь,Амбулаторий,Амвон,Апсида,Арка,Аркосолий,Архиерейский амвон,Архитектура,Атрий,Церковная архитектура и недвижимость,Энциклопедия недвижимостиЭнциклопедия недвижимости  Церковная архитектура и недвижимость  А - А Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич    Алтарная преграда - начиная с IV в. невысокий парапет между алтарем и наосом христианского храма, в русских православных храмах с XV в. преобразуется в Иконостас Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html   Алтарная преграда - ограждение в христианском храме, отделяющее...Организации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация