Энциклопедия недвижимости 

Церковная архитектура и недвижимость

 Д — И

Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич

 

Двери диаконские — боковые двери иконостаса, расположенные к северу и югу от центральных, святых, дверей (к-рые в рус. традиции называются царскими вратами). Получили свое наименование, вероятно, потому, что через них во время службы диаконы многократно выходят на солею для произнесения ектений

В наст. время Д. д. обычно одностворчатые деревянные, на которых написана икона. Церковнослужители входят в алтарь только через эти двери; священнослужители входят и исходят из алтаря также через Д. д., за исключением тех особых случаев, когда богослужебный чин предписывает священнослужителям шествовать через царские врата…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/171480.html

 

Двери святые — см. Царские врата

 

Деревянная церковная архитектура — область архитектуры, специфика которой определяется характером материала. Распространение деревянного строительства в Европе связано с наличием обширных лесных массивов к северу от Альп и Карпат. Деревянные постройки сочетают быстроту и удобство возведения с недолговечностью, связанной в первую очередь с пожарами. В средние века малочисленные каменные храмы, затратное и медленное строительство которых первоначально было связано с престижным (княжеским, епископским, монастырским) заказом, служили образцами, формы к-рых интерпретировались на «языке» деревянного зодчества. Наибольшее развитие деревянное зодчество получило там, где возможности каменного строительства были наименьшими,- в горах Норвегии и Карпат, в бескрайних лесах Русского Севера. Каменные храмы постепенно сменяли деревянные и вытесняли их на периферию архитектурного процесса…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/171732.html 

 

Диаконник — небольшое помещение, примыкающее с юга к алтарной части, необходимое для хранения облачений священнослужителей, книг и богослужебных предметов, часто использовалось как ризница; диаконник может иметь отдельный служебный вход с улицы

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html

Диаконник — [греч. διακονικόν], помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений. В правосл. храмах с 3-апсидным планом алтаря обычно занимает юж. апсиду…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0.html

 

Диаконские двери — две одностворчатые двери, расположенные в боковых частях иконостаса (в нешироких иконостасах диаконская дверь делается с одной северной стороны)

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

 

Дьяконник (гр. διακονικόν, лат. diаconicum) — помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и одежд. Поскольку это помещение использовалось дьяконами, оно и называлось диаконник

Функционально диаконник то же, что и скевофилакий (сосудохранительница), однако скевофилакий устраивался в отдельно стоящем здании (так было, к примеру, в св. Софии Константинопольской). Термин диаконник, в применении к помещению, которое находится к югу от главной апсиды, условно

Изначальные функции этого помещения, вероятно, совершение заупокойных богослужений (отсюда происходит его славянское название кутейник, т. е. помещение куда вносилась кутья); лишь позднее и только в некоторых храмах здесь помещался собственно дьяконник. В ранних русских храмах скевофилакий, как правило, помещался на хорах

В раннехристианское время положение диаконника не было фиксированным (справа или слева от центральной апсиды или рядом с нартексом), с VI-VII. вв., как правило, является помещением справа от центральной апсиды и сообщается с ней

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.patriarchia.ru/db/text/140981.html 

 

Домовая церковь — так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/vol/xv.html

Домовая церковь — Домо́вая церковь, в широком смысле слова так называлась в синодальный период и называется ныне церковь, функционально отличающаяся от соборных, приходских или монастырских храмов тем, что она устраивается в учреждениях, особенно часто в больницах, домах престарелых, детских домах и приютах и в иных подобных им богоугодных или благотворительных заведениях, а также в средних и высших учебных заведениях, в помещениях частных об-в, в особенности религ. назначения, или братств и предназначена для участия в богослужении тех, кто в этих учреждениях постоянно или временно пребывают или обучаются

Открытость или закрытость Д. ц. для «посторонних» обыкновенно зависит от режима того учреждения, при к-ром она существует

В большинстве случаев Д. ц. имеет «приписной» статус и принадлежит приходу, на территории к-рого находится. В отдельных случаях она может быть приписана к иному приходу или представлять собой самостоятельное церковное учреждение. В наст. время, в случае если Д. ц. не приписана к приходу, управление ею осуществляется на иных основаниях, чем приходскими церквами, т. е. при ней не образуется ни приходского собрания, ни соответственно приходского совета. В Москве подобные церкви могут, напр., иметь статус Патриарших подворий

В синодальный период по статусу Д. ц. имела нек-рое сходство с дворцовыми, военными, т. е. полковыми или корабельными, посольскими и тюремными церквами, которые, однако, не причислялись к Д. ц. в собственном смысле слова, отличаясь от них гл. обр. самостоятельным, не приписным статусом. Особым видом Д. ц. является т. н. крестовая церковь, находящаяся в архиерейских домах или резиденциях (покоях) епископов

В узком смысле слова Д. ц. в синодальный период назывался храм, находившийся в жилище частного лица. Устраивать Д. ц. дозволялось епархиальной властью, а в Москве и С.-Петербурге — высочайшим соизволением, испрашиваемым через Святейший Синод, лишь лицам, имевшим право на особое уважение по своему высокому положению или исключительным заслугам и при этом по преклонным летам или болезни не имевшим возможности посещать приходские храмы либо существенно затрудненным в такой возможности

Подобная Д. ц. имела непременно «приписной» статус и принадлежала ближайшему приходу. По кончине высокопоставленного лица, имевшего в доме или квартире Д. ц., обыкновенным порядком она подлежала упразднению, и все ее имущество, в т. ч. священные сосуды, иные священные и освященные предметы, независимо от того, что они были приобретены на средства лица, которое пользовалось подобной привилегией, как это обыкновенно бывало, не переходило к наследнику, но подлежало передаче в приходской храм, к которому была приписана упраздняемая Д. ц.

В исключительных случаях и лишь по высочайшему соизволению по кончине лица, к-рому дозволено было иметь в своем доме Д. ц., эта церковь не упразднялась, а оставалась в доме или квартире, перешедших наследнику.

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/178896.html

 

Дополнительные  объекты богослужебного назначения —

Можно выделить дополнительные церковные объекты, которые не могут существовать вне храмового комплекса. Это звонницы, колокольни и крестильни, которые могут быть отдельно стоящими или входить в объем храма

Звонницы были характерны для Новгорода и Пскова. В Москве мы знаем звонницу, пристроенную к колокольне Ивана Великого. Звонницы, входящие в объем храма, мы можем видеть в Москве в храмах «неорусского стиля», по образцу псковских

Это и церковь в Абрамцеве, и церковь Покрова Богородицы Остоженской в Турчаниновом переулке, 1907 -1908 г.г., арх. В.Д.Адамович, В.М.Маят, и деревянная церковь святителя Николая Чудотворца у Соломенной сторожки, восстановленная по чертежам Шехтеля

Сейчас при малых храмах ставят небольшие отдельно стоящие звонницы, такие звонницы иногда ставят и при восстановлении храмов, как временные

Отдельно стоящие колокольни традиционно являются доминантами монастырей. Чаще колокольня является частью храма, и ее нижняя часть служит притвором

Крестильня, или крещальня, может находиться в интерьере храма, например, в специальном крестильном приделе и может стоять отдельно. Отдельно стоящая крестильня может иметь свой алтарь и представлять собой крестильный храм, как при храме Троицы в Сущеве на Новослободской. Функцию крестильного храма выполняет как раз малый храм самых скромных размеров

Архитектор Иван Канаев Архитектура современных православных малых храмов и часовен http://ikanaev.ru/dis/church37.html 

 

Дудка — вогнутый шатер, характерная особенность завершений каменных колоколен, получивших распространение в кон.XVII — нач. XVIII вв. исключительно в г.Суздале и его окрестностях; появление таких колоколен иногда связывают со строительной деятельностью митрополита Суздальского и Ростовского Илариона (1631-1707)

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html 

 

Жертвенник — помещение, расположенное в северной части алтаря, где на столе-жертвеннике совершается первая часть Литургии — Проскомидия;

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

Жертвенник — четырехугольный стол, расположенный слева от Горнего места в алтаре

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» 

Жертвенник — небольшое примыкающее к алтарной части церкви с севера отдельное помещение или две ниши в стене, необходимые для специальных действий при богослужении

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html 

Жертвенник (или протезис от гр. πρόθεσις… предложение). Помещение для подготовки хлеба и вина в отдельном литургическом обряде проскомидии, совершаемом перед началом Евхаристии. Жертвенником также называется и сам столик, на котором совершается обряд проскомидии.

В раннее время, начиная с IV века, хлеб и вино для совершения евхаристии в константинопольской традиции приготовлялись в отдельном от храма небольшом здании — скевофилакии, а в Сирии — в пастофории, особой комнате внутри храма

К VIII в. в Константинополе приготовление хлеба и вина к литургии было уже существенно ритуализировано (первоначально приготовление сводилось только к отбору лучших хлебов и разбавлению водой наиболее качественного из принесенного народом вина; в VIII в. уже существовали особые молитвословия на приготовление Даров, а из литургийного хлеба особым образом вырезалась часть) — с этого времени византийская литургия немыслима без особого обряда протезиса

В VIII в. и далее — по крайней мере, до 1204 г., — обряд протезиса в константинопольской Св. Софии происходил в скевофилакии. Однако с появлением обряда протезиса для него может выделяться особая ниша в наосе, чаще всего размещавшаяся к северу от алтаря

В XII–XIV вв. обряд протезиса подвергся окончательному усложнению и приобрел уже современную форму с использованием многих просфор и четкой фиксацией молитвословий над каждой из них. Важным изменением в отношении к обряду протезиса, укоренившемся к XIII в., стало запрещение совершать его диаконам; раньше его совершали именно они

Итак, с XIII в. обряд протезиса уже воспринимается как особое необходимое священнодействие, символ жертвы, и поэтому он должен совершаться только священником, и поэтому же зона протезиса перемещается в алтарную часть — или непосредственно в алтарную апсиду, или в соединяющуюся с ней северную апсиду. Так протезис из объема внешнего по отношению к алтарю (действительно, Дары приносятся из протезиса в алтарь) становится частью алтарного пространства

Константинопольские храмы IX–XI вв. часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV в. три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в знакомые нам — алтарь (средняя апсида), протезис (русский «жертвенник» — северная апсида) и диаконник (южная апсида). К XIV–XV вв. устройство протезиса сформировалось окончательно

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.patriarchia.ru/db/text/140981.html 

Жертвенник — возвышение, стол или иное устройство для принесения жертвы; в рус. литургической терминологии — стол для совершения проскомидии

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/vol/xix.html

 

Журавец — элемент каркаса главы, крепящийся к центральному столбу, несущему Крест, в виде деревянного шаблона с абрисом поверхности вращения главы

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

 

Завеса — отделяет алтарную часть храма от наоса в богослужении христианской Церкви

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/vol/xix.html 

 

Закомара — полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены храма, обычно соответствующее форме внутреннего свода

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» 

Закомара — полукруглое завершение стены храма, закрывающее торец внутреннего свода (древнерусское название свода — комара) и повторяющее его форму. Кроме полукруглой, закомары могут быть килевидной и треугольной формы

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html

 

Звонница — отдельно стоящее, пристроенное к храму или надстроенное над храмом или его западной частью открытое сооружение или стенка с проемами, предназначенными для подвешивания колоколов

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» 

Звонница — небольшая колокольня или часть колокольни с непосредственным размещением колоколов; колокольный звон важная часть православных религиозных обрядов, издревле считалось звон колоколов очищает звуком окрестности

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html

Звонница — см.  Колокольня 

 

Иконостас — сплошная стена, составленная из икон, отделяющая алтарь от главного помещения (наоса) православного храма

Народный каталог православной архитектуры Словарь сайта Соборы.Ру  http://sobory.ru/lib/slovar.html 

Иконостас — преграда (перегородка), отделяющая алтарь от остального пространства храма, заполненная 1 — 5 рядами икон, крепящихся к горизонтальным тягам — тяблам, с завершением наверху Распятием

Госстрой РФ Свод правил по проектированию и строительству СП 31-103-99 «Здания, сооружения и комплексы православных храмов»

Иконостас — [греч. εἰκονοστάσιον, от εἰκών — изображение, образ и στάσις — место стояния], преграда в виде стенки с иконами, отделяющая алтарное пространство от основной части восточноправосл. храма…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%81.html

 

Исповедальня — [лат. confessionale или sedes confessionalis], в католич. традиции специальная кабинка в храме (реже отдельное помещение) для совершения тайной исповеди. В центре И. находится стул, на к-рый садится священник, принимающий исповедь. Его отделяет от кающегося перегородка с окошком, к которому священник приникает ухом. Со стороны кающегося обычно находится подставка для коленопреклонения (для тех, кто не могут исповедоваться на коленях, ставится стул)…

Православная энциклопедия Электронная версия http://www.pravenc.ru/text/675003.html

konsulmirБез рубрикиКниги, Словари, ФильмыЦерковная архитектура и недвижимостьЭнциклопедия недвижимостиДвери диаконские,Двери святые,Деревянная церковная архитектура,Диаконник,Диаконские двери,Домовая церковь,Дополнительные объекты богослужебного назначения,Дудка,Дьяконник,Жертвенник,Журавец,Завеса,Звонница,Иконостас,Исповедальня,Церковная архитектура и недвижимость,Энциклопедия недвижимостиЭнциклопедия недвижимости  Церковная архитектура и недвижимость  Д - И Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич   Двери диаконские - боковые двери иконостаса, расположенные к северу и югу от центральных, святых, дверей (к-рые в рус. традиции называются царскими вратами). Получили свое наименование, вероятно, потому, что через них во время службы диаконы многократно выходят на солею для произнесения ектений В...Организации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация