Православная церковь в Абхазии

Христианство в Абхазии

В Абхазию христианство проникло не через Грузию, а напрямую из Греции
По древним преданиям Закавказье посетили пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати — святой Андрей, святой Матфей, святой Варфоломей, святой Иуда Фадей, называемый Левием, и один от семидесяти святой Фадей
Святой Андрей Первозванный, считающийся общим апостолом земли Русской, обходя причерноморские земли, проповедал в Абхазии, особенно долго в Себастополисе (нынешнем Сухуме)
Здесь он похоронил своего спутника святого Симона Кананита. Далее его путь лежал к Азовскому морю.
Грузии же он коснулся только в западной ее части, что подтверждают и местные летописи, а в Великой Армении и Албании не был вовсе
Святой Матфей проповедовал также в Абхазии
Это видно из свидетельств Дорофея, епископа Тирского (507-522 г.г.), и Никиты Пафлагонянина (ок. 873 г.), которые говорят, что Матфей, причисленный к двенадцати апостолам вместо Иуды, благовествовал, скончался и погребен в первой Эфиопии
Под Эфиопией в данном случае подразумевается территория Колхиды и Абхазии
Это более определенно видно из свидетельств Софрония (ок. 390 г.) и Экумения (X в.), они пишут, что святой Матфей проповедал и погребен в той Эфиопии, где находились реки Апсар и Гисс, то есть в Колхиде и Абхазии
Уже в 4 веке в Пицунде была греческая кафедра, основание которой связывают с христианским подвижником Орентием, сосланным в Абхазию, а в 6 веке при византийском императоре Юстиниане I абазги, апсилы и другие народы, населяющие территорию современной Абхазии, приняли христианство
Официально христианство стало государственной религией Абхазии, а 529 году
Однако, уже задолго до этого Юстиниан присылал священников из Греции, поэтому священниками в подавляющем большинстве были греки, которые и вели богослужение на греческом языке
Собственно абхазских священников было очень мало, их обучение практически не велось, так сказать, «за ненадобностью». С 7 по 10 века абхазская церковь обладала статусом самостоятельного (автокефального) архиепископства под юрисдикцией Константинопольского патриаршего престола с резиденцией в Себастополисе (Сухуме)
С прекращением греческого (византийского) влияния, место греческих священников быстро заняли грузинские, которые заменили в богослужении один чужой язык (греческий) на другой (грузинский), хотя есть письменные свидетельства того, что богослужение в Абхазии велось и на абхазском языке
Так, например, в «Житии Константина» говорится: «Мы знаем многие народы, у которых есть письменность и которые молятся Богу на своем собственном языке. Эти народы суть следующие: армяне, первы, абхазы, грузины, сугды, готы, авары, турки
Источник: http://gagra-tour.ru/catalog/687/
Абхазская православная церковь
Управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии — священник Виссарион Аплиаа
Адрес: г. Сухум
Телефон: (+7840)226-33-33
Сайт: http://aiasha.ru/
Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви: от древности до средник веков
Сайт: http://aiasha.ru/orthodox_abkhazia/91/339/
Краткий очерк истории Абхазской Православной Церкви: советизация и современность
Сайт: http://aiasha.ru/orthodox_abkhazia/91/340/
Духовенство Абхазской Православной Церкви
Иерей Виссарион (Аплиаа)
Исполняющий обязанности управляющего Абхазской Православной Церкви
Административный центр — Сухумский Кафедральный Собор Благовещения Пресвятой Богородицы
Игумен Сергий (Джопуа)
Настоятель Драндского монастыря Успения Пресвятой Богородицы
Настоятель Храма Георгия Победоносца в селе Елыр (Илор)
Протоиерей Александр Яблоков
Управляющий делами Абхазской Православной Церкви
Настоятель храма свмч. Ипатия Гангрского (г. Гагра)
Иерей Далмат (Гопия)
Настоятель Храма Святаго Пророка Илии в Агудзерах
Игумен Игнатий (Киут), руководитель ОВЦС АПЦ
Настоятель монастыря Святителя Иоанна Златоуста в Каманах
Иерей Александр (Сергеев)
Настоятель Храма Святага Великомученика и Победоносца Георгия в сухумском т.к. «Айтар»
Иерей Андрей (Струцкий)
Служащий священник Драндского Святоуспенского монастыря
Иерей Игорь (Артемьев)
Настоятель Храма Святаго Евстафия Абсилийского в г. Очамчира
Приход Храма Святого Великомученика Евстафия Апсильского Абхазской Епархии
Адрес: г. Очамчыра, ул. Абадзинская, 10
Телефон: +7 (940) 993-09-84, +7 (940) 773- 14-07
Сайт: http://evstafiy-apsil.ru/
Иерей Никита (Адлейба)
Настоятель Храма Святаго Преображения Господня в селе Михайловском
Иерей Матфей (Тужба)
Настоятель Храма Святаго Великомученника Победоносца Георгия в городе Гал
Иеромонах Василиск (Лейба)
Настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в городе Гудаута
Иеромонах Давид (Гвазава)
Служащий священник Сухумского Кафедрального Собора Благовещения Пресвятой Богородицы
В Абхазии 144 прихода Абхазской православной церкви, из них 23 — действующие, 14 находятся на реставрации. Не действуют 107 приходов
Местонахождение храмов в Абхазии (схема)
Сайт: http://sputnik-abkhazia.ru/infographics/20150407/1014338833
На территории Абхазии 144 храма (в это число входят и монастырские храмы), два монастыря, два наскальных монастыря, две часовни, четыре чтимых грота, два святых источника:
Гагрский район — 14 храмов
Галский район- 8 храмов
Гудаутский район- 32 храма
Город Сухум и Сухумский район- 20 храмов
Гулрипшский район — 30 храмов
Очамчирский район- 30 храмов
Ткуарчалский район- 10 храмов
Перечень храмов и монастырей Абхазской православной церкви
Гагрский район:
Храм в с. Гечьрипш
Храм в с. Хашупса (VI век)
Базиликальный храм в п. Цандрипш (VI век)
Храм в с. Ачымарда
Храм в устье реки Бегерепста (Холодная речка)
Храм св. Ипатия Гагрского (Званба) в старых Гаграх (VI век)
Пещера св. Ипатия Гагринского (Мамзышьха)
Храм Преображения Господня г. Гагра (XX век)
Патриарший собор Андрея Первозванного в п. Пицунда (X век)
Храм-часовня в честь Пицундских Святых п. Пицунда
Комплекс храмов в Пицунде (IV — VII века)
Храм в Сосновой роще п. Пицунда (VI век)
Храм в с. Лдзаа (IV — V века)
Храм Ахаш-ныха в Алахадзы (VI век)
Храм Богородицы на Бзыбе (X век)
Гальский район:
Храм св. Георгия Победоносца с. Чубурхинджи
Храм в с. Гумуриш
Часовня в с. Гумуриш
Крепостная церковь в с. Мухури
Храм в с. Набакеви
Храм в с. Саберио
Храм в с. Речхо-Цзири
Храм в с. Царче
Храм в с. Зени
Гудаутский район:
Храм в с. Амбара (Мугудзырхуа)
Наскальный монастырь в с. Отхара (X век)
Храм в с. Джирхуа
Храм Айлага-Абыкуа в с. Бамбора
Храм Марии Магдалины в с. Бамбора (XIX век)
Храм Покрова Богородицы в г. Гудаута (XX век)
Храм в крепости Абатаа в с. Лыхны (VI век)
Храм Успения Богородицы в с. Лыхны (IX — X века)
Храм-часовня в честь Пицундской иконы Божией Матери в с. Лыхны (2003 год)
Храм в с. Дурипш
Храм Воскресения Христова на горе Дыдрипш (с. Ачандара)
Храм Гудил-иху в с. Хуап
Второй храм Амбара в с. Хуап
Третий храм в с. Хуап
Храм в с. Куланурхуа
Храм Мсыгухуа в с. Приморское
Храм в с. Кутидзра (Аацы)
Храм св. ап. Симона Кананита в Н. Афон (IX — X века)
Храм Анакопийской Богородицы в Н. Афоне (VII — XI века)
Второй храм в Анакопийской крепости (Н. Афон)
Храм Покрова Богородицы в Н. Афон (1876 год)
Храм св. Георгия Победоносца в с. Анухва
Храм ап. Андрея Первозванного в с. Анухва
Храм Ачануа в с. Анухва
Храм Аквача в с. Анухва
Храм в с. Веселовка (Анухва)
Храм св. Иоанна Крестителя в с. Анухва (XIX век)
Монастырь св. апостола Симона Кананита в г. Н. Афон (1875 г )
Храм Вознесения Господня на территории Новоафонского монастыря (1894 год)
Храм св. ап. Андрея Первозванного на территории Новоафонского монастыря (1895 год)
Храм Всех святых Афонских на территории Новоафонского монастыря (1896 год)
Собор великомученика Пантелеимона на территории Новоафонского монастыря (1900 год)
Храм мученика Иерона на территории Новоафонского монастыря
Храм иконы Богоматери «Избавительница» на территории Новоафонского монастыря
Часовня святого Александра Невского (XIX век)
Грот св. ап. Симона Кананита
Святой источник Живоначальной Троицы на Анакопийской горе
Гульрипшский район:
Храм Илии Пророка в п. Агудзера ( ??? век)
Успенский собор в п. Дранда (VI век)
Храм святого Феодосия (один из корпусов Драндской тюрьмы)
Храм св. Пантелеимона в окрестности Дранд
Храм архангела Гавриила в с. Дранда
Храм в с. Георгиевская
Храм в с. Владимировка ( ??? век)
Храм в с. Багмаран
Храм в с. Азанта
Храм в с. Амткьал
Крепостной храм в с. Чхалта
Храм в с. Лата
Храм в с. Мархеул
Храм в с. Герзеул
Крепостной храм с. Герзеул
Храм в с. Октомбери
Второй храм в с. Октомбери
Третий крепостной храм в с. Октомбери
Храм в с. Полтавка
Храм на горе Чижоуш, с. Полтавка
Крепостная церковь в п. Краевичи (Цебельда)
Вторая крепостная церковь, там же
Храм в п. Марамба
Храм в с. Юрьевка
Храм на горе Апианча
Храм на горе Адагуа
Храм в с. Наа
Церковь в крепости Цебельда (VI век)
Вторая церковь в крепости Цебельда (VI век)
Третья церковь в крепости Цебельда (VII век)
Драндские пещеры, в которых до революции размешался небольшой храм и монашеские кельи
город Сухум и Сухумский район:
Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (1915 год)
Храм св. Георгия Победоносца на территории гостиницы «Аитар»
Октогональный храм в районе развалин Себастополиса (V век)
Второй храм в районе развалин Себастополиса (VI — VII века)
Храм на Сухумской горе
Храм в с. Басла
Монастырский храм в с. Басла
Храм святых равноапостольных Константина и Елены в с. Акапа
Храм Преображения Господня в с. Яштуха (XX век)
Храм в с. Верхняя Яштхуа
Храм в с. Гумиста
Храм в с. Абыгрдзых в Верхней Эшере
Монастырь святого Иоанна Златоуста в Команах
Храм св. Иоанна Златоуста в Команах
Храм священномученика Василиска Команского в Команах
Храм на горе Гумбиху
Храм Илии Пророка в окрестности Коман (1910 год)
Храм св. Андрея Первозванного в окрестности Коман (1894 год)
Храм в с. Шрома
Храм в с. Келасур
Вторая церковь в с. Келасур
Святой источник священномученика Василиска в Команах (IV в)
Место Третьего обретения главы Иоанна Крестителя (IX век)
Наскальные монашеские кельи в с. Басла
Очамчирский район:
Храм Мармал-Абаа в с. Адзюбжа
Храм в с. Адзюбжа (XIX век)
Храм в с. Атара (XIX век)
Храм в с. Кындга
Храм Тлут в с. Тхина
Второй храм в с. Тхина
Храм Куланба в с. Арасадзыхь
Храм в с. Кутол (XIX век)
Храм Бзаркалоу в с. Кутол
Храм Качь-наха в с. Джгьарда
Храм Пскал в с. Джгьарда
Храм Гурчух в с. Джгерда
Храм в п. Джгаруалу
Храм в с. Гуада-Ахуца
Храм в п. Амзара
Храм в с. Кацихалба (Пакуашь)
Собор Успения Богородицы в с. Моква (X век)
Храм в с. Беслаху
Храм в с. Джал
Храм в с. Меркула
Храм в с. Отап
Крепостная церковь в с. Члоу
Храм в п. Андроу
Храм в с. Гуп
Храм в с. Акуаскьа.
Храм в с. Заган.
Храма в с. Гудаа
Второй храм в с. Гудаа
Гюэносский храм в Очамчирах (VI век)
Храм св. Георгия Победоносца в с. Елыр (XI век)
Ткварчальский район:
Лашкиндарский храм
Храм в г. Ткварчал
Домовая церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница»
Бедийский собор (X век)
Второй храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа
Третий храм в кафедральном комплексе в с. Агу-Бедиа
Храм в с. Чхортол
Храм в с. Аджампазара
Второй храм в с. Аджампазара
Храм Джгериан-Абаа в с. Джгериан (Река)
Гальский район:
Храм св. Георгия Победоносца с. Чубурхинджи
Храм в с. Гумуриш
Часовня в с. Гумуриш
Крепостная церковь в с. Мухури
Храм в с. Набакеви
Храм в с. Саберио
Храм в с. Речхо-Цзири
Храм в с. Царче.
Храм в с. Зени

Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1915 году на средства греческой общины г. Сухума и до 40-х годов ХХ века являлся Греческим храмом
Кафедральным собором Сухумо-Абхазской Епархии он стал после второй мировой войны
По своей архитектуре собор относится к крестово-купольным, трехнефным храмам, имеющим купол византийского типа
В 80-х годах ХХ века при Митрополите Давиде были проведены ремонтно-строительные работы и у храма появилось несколько боковых пристроек. В связи с чем приходской храм превратился в собор
В настоящее время он является главным собором Сухумо-Абхазской епархии
В этом храме рукополагались все клирики Абхазии, и он являлся местопребыванием абхазских митрополитов
Служба в нем ведется на четырех языках: абхазском, церковнославянском и греческом
В храме есть придел Николая Чудотворца, до наших дней сохранилась икона Пантелеймона Целителя с его мощами
Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы, в одноименный храм, гробница является святыней христианского мира
В храме выставлены иконы с изображениями православных святых — Николая Чудотворца, Симона Кананита, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, святого Василиска а также копия Иверской Божьей Матери
В настоящее время при кафедре открыта церковно-приходская школа
С 1993 года по сей день настоятелем собора является глава Епархиального совета Сухумо — Абхазской Епархии Священноиерей Виссарион (Аплиаа)
Драндский собор
На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора
Этот памятник относится к крестово-купольным четырехстолпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках
Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения – диаконник и жертвенник
Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение – нартекс с хорами на втором этаже
Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины
Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор… Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью…
Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди
По мнению ряда исследователей, Драндский собор является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии
Абхазская Епархия в перечне епархиЙ Константинопольской Церкви, относящихся к VII веку, значится под 34 номером
Известны имена четырех драндских Епископов: Федора, жившего в первой половине XV века, Сабы (Саввы), отмеченного в надписи на одной из икон, найденных в Сванетии, Филиппа принимавшего в первой половине 1 XVI века участие в соборе, созванного по случаю падения нравственности в Имеретии, и Гавриила, вынужденного покинуть Дранду из-за включения этой территории в состав Абхазского княжества третьей четверти XVII века и скончавшегося в Иерусалиме
В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих
Илорский храм
На восточной окраине г. Очамчира в селе Илори располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий. Храм это однозальный, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста
Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине II века. Пропорции масс, стройность объемов, равно как и применение технических приемов, продиктованных условиями расположения здания, сближают его с зодчеством средневековой Грузии
Одна из народных легенд рассказывает о причинах, послуживших поводом для строительства Илорского храма: «Некий местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в зарослях, охотник преследовал его, и следы привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненного оленя, положившего голову на престол с высоченным крестом в алтаре, и понял, что животное находится под покровительством самого святого Георгия. Князь оставил жертву и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь этого святого»
По свидетельству итальянского миссионера Арканджело Ламберти, посетившего Илорский храм в первой половине XVII века, и итальянского католического миссионера Кастеля, в средние века возле Илорского храма издавна устраивались большие ярмарки, на которые съезжались жители Абжуйской Абхазии и других регионов Западной Грузии, привозя туда продукты сельского хозяйства и ремесел. На рисунках Кастеля изображена сцена бойкой торговли вблизи Илорского храма
Во время турецкого ига Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал от пожара. В середине XIX века его отремонтировали и покрыли железом. Стены снаружи и внутри храма отштукатурили, сохранив надписи на алфавите «асомтаврули» и рельефы фасадной части храма. В храме уцелела кое-какая ценная утварь
В XX веке Илорский храм являлся главным паломническим центром для жителей Западной Грузии и Абхазии. И в настоящее время он продолжает оставаться действующим храмом
Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы
Гагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древнейших культовых сооружении на территории Абхазии. Наиболее прост по композиции этот храм в Старых Гаграх, выстроенный на берегу реки Жоэвара, внутри древней цитадели
Основательно отремонтирован в XIX в. (древняя кладка выделяется разметками тесаных, не вполне правильно очерченных камней, скреплена известковым раствором со значительной примесью мелкого и крупного морского песка), он, тем не менее, в основном сохранил древний облик. Небольшого размера здание состоит из расположенных один рядом с другим продолговатых «залов», северный из которых несколько короче двух других
Среднее и северное помещение с востока завершается апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связываются между собой дверьми, устроенными в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Основной вход – в южной стене храма (западная дверь северного «храма» безусловно не первоначальна)
Гагрский храм не выделяется особенными художественными достоинствами, но, в то же время, чрезвычайно важен в историческом отношении. Простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь ненамного выделен средний «храм», он примыкает к древнейшим образам «трехцерковных базилик»
На раннее время постройки указывает и такая черта, как нерасчлененные, гладкие продольные стены интерьеров, равно и крест на западном тимпане, и что самое главное, характер кладки, идентичный таковой Гагрской крепости, время постройки которой устанавливается по письменным источникам. Все это позволяет отнести храм к VI веку
Каманский храм
К северу от Сухума, в районе поселка Каманы, на небольшой возвышенности расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста
Древнейшая часть памятника представляет собой однозальное каменное здание без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. Поляна вокруг храма окружена была еще в древности каменной стеной
Этот древний храм относится к XI веку. В конце XIX века был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром
Посетивший в 1884 году Каманы известный греческий археолог Г.Вризис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского праведника Иоанна Златоуста. По его утверждению, в одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы, где на пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст
В Каманском храме 14 сентября 404 года скончался изгнанный из Константинополя епископ Иоанн Златоуст, направляющийся в ссылку в Питиунт по указу императора Аркадия. В 437 году мощи Иоанна Златоуста, по указу нового императора Феодосия II, перевозят из Каманы через Питиунт в Константинополь. Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, и частицы его мощей по сей день находятся в Каманском храме
Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов
В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан
Михайловский храм
Храм Преображения Господня на Михайловском кладбище в селе Яштуха, Сухумского района, построен во второй половине ХХ века и находится в ведении Сухумо-Абхазской Епархии
Храм представляет собой тип славянской церковной архитектуры, построенный подвижниками благочестия пустынножителями Абхазии. Вокруг храма располагается Сухумское городское кладбище, где, наряду с бывшими жителями, похоронены священнослужители и монашествующие Сухумо-Абхазской Епархии. Среди погребенных здесь следуетупомянуть Архимандрита Серафима (Романова), одного из последних старцев знаменитой Глинской Пустыни, и Схииеромонаха Паисия, над могилой которого предусматривается строительство часовни
Храм действующий, в нем регулярно проходят службы
Патриарший Собор в Пицунде
В центре Пицунды, за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие стены и купол Пицундского Патриаршего Собора в честь апостола Андрея Первозванного, построенного в начале X вв.
Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще
Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре
Внутри собора, в западной ее части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь избирали Католикосов Абхазской церкви, рукополагали епископов, варили миро
В XI — XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, из-за угрозы нападения со стороны турок, кафедра Абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия), а собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был обновлен и освещен в честь Успения Богородицы
В настоящее время в соборе размещается концертный зал. Однако главный христианский собор Абхазии ждет своего часа, когда в «святая святых», где ныне сцена, под пение церковного хора начнет возноситься православная Молитва
Лыхненский храм
Относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трехапсидных сооружений. Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорции что свидетельствует о большом мастерстве зодчих
Впечатляюет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы
Исключительно богаты росписи Лыхненского храма. Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом
В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела
Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благославен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы
В 1855 году Российским Императором Александром II храму была подарена икона Знамения Божьей Матери, поздняя надпись на абхазском языке (предположительно в начале 20 века) гласит «Пресвятая Богородица спаси нас». Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе) умершего в 1821 году
Бедийский собор
Ценнейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестовокупольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с междуалтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые. В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами
Как снаружи, так и изнутри стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина
Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств г.Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, дотируется 999 годом- годом окончания строительства Бедийского Храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов – Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов
В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году. Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур. В период политического единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он так же упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века
Ново-Афонский монастырь
Ново-Афонский монастырь был основан в 1875 году монахами Старого Афона (по-гречески — «тихий, безлюдный») — монастыря, расположенного в Греции на гористом и лесистом полуострове Агион — Орос в Эгейском море, на восточном выступе Халкидонского полуострова
Наиболее активно свою деятельность монастырь начал после утвержденного 8 декабря 1879 года Императором Александром II «Устава Ново-Афонского монастыря». Устав давал широкие права монахам не только в миссионер-ской, но и в хозяйственной деятельности. 1886 году Новый Афон удостоил своим посещением царь Александр III. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Дорога, пройденная царем от храма Симона Канонита до Ново-Афонского монастыря, названа «царской аллеей»
Вслед за царем Новый Афон начали посещать и сановники Российской империи. Постоянным посетителем монастыря стал наместник Кавказа – брат царя, великий князь Михаил, который счел нужным опекать этот монастырь. С 90-х годов XIX века Новый Афон становится крупнейшим религиозным центром Российской империи на Черноморском побережье Кавказа
В Новом Афоне Монастырские корпуса с церквями строились в 1883-1896 годах. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами, мелодичный бой которых слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми
В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский Собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов, высота центрального – 40 метров. Длина собора 53,3 метра, ширина – 33,7 метра. Он построен в так называемом нововизантийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX -начала – XX века
Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех, Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Н.В.Молова и А.В.Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов
В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненного рукою известного русского художника М.В.Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа. Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской, церковной иконописной школы
Ново-Афонский собор – крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В настоящее время здесь открыто Ново-Афонское Епархиальное Духовное училище
Ново-Афонский храм
В центре Нового Афона находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества – церковь Симона Кананита
Она была сооружена в VI-VIII веках, в эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства. Позднее церковь становится Епископской кафедрой. Храм также служил местом погребения духовных особ Сухумской (Цхумской) епархии
Об этом свидетельствовал лежавший до 1882 года под южными входными дверями камень, на котором был изображен круг с четырехконечным крестом и написано на греческом «Матерь Божья, спаси Георгия, причастного (т.е. Митрополита) Цхумского». Этот камень до первой реставрации служил могильной плитой над захоронением упомянутого выше Митрополита Георгия
Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. Церковные и мирские историки этот храм обычно связывают с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея Первозванного
Они согласно церковной традиции с проповедью прошли с южного Черноморского побережья в Вифинию и Понт и достигли в 55-году н.э. пределов Абхазии, где Апостол Андрей Первозванный оставил Симона Кананита в районе реки Псырцха с целью распространения христианства среди местного населения. В том же году Симон Кананит подвергся гонении и принял мученическую смерть. В последствии на месте его погребения был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством
Источник: http://aiasha.ru/
Храмы
В Древней Абхазии, истину Христова учения проповедовали Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Абхазская земля обагрена кровью первых христианских мучеников. И сейчас известно место мученической кончины святого апостола Симона Кананита и святого Василиска. В Абхазии, будучи в изгнании, закончил жизнь святитель Иоанн Златоуст (до настоящего времени хранится саркофаг над его гробницей)
Повсюду в Абхазии можно встретить множество древних православных храмов, которые свидетельствуют о святости места, где они стоят. Ибо, по учению Церкви, при освящении храма Богом приставляется Ангел-хранитель престола, который никогда уже не отходит от него и будет свидетельствовать на суде Божием о всем, что происходило в храме. Все это, как семена, которые до поры лежат под спудом, но наступают благоприятные времена, когда они прорастают и дают обильные плоды. В Абхазии помнят и чтят свои духовные корни Православной веры
Храм Симона Кананита
У подножия Афонской горы, недалеко от искуственного водопада стоит небольшой храм, построенный в период расцвета древней Анакопии. Это уникальный памятник греческого (византийского) церковного зодчества.Самый старый из действующих храмов Нового Афона стоит на левом берегу реки Псырцхи, рядом с известным новоафонским водопадом и электростанцией
Под храмом похоронен апостол Симон Зилот из Каны Галилейской (Симон Кананит), сын Иосифа Обручника, сводный брат Иисуса Христа, проповедовавший в Абхазии. Здесь также погребён царевич Димитрий, брат абхазо-имеретинского царя Георгия.Храм был построен в IX-X веке, внутри него до сих пор можно увидеть фрагменты расчищенных древних фресок
Храм св.Ипатия Гагрского
Храм VI-VII веков относится к числу самых древних в Абхазии. Внутренняя обстановка храма воссоздана по проекту иеромонаха Андрея Ампар. Он же снабдил храм новыми иконами и утварью. В настоящее время Абхазская епархия ведет переговоры с Государственным управлением по охране историко-культурного наследия о передаче храма в ведение Церкви
Моквский собор
В 15 км от Очамчиры, к северу от побережья по реке Моква находится одноименное село, знаменитое жемчужиной древней архитектуры Абхазии — Моквским собором Успения пресвятой Богородицы, построенным в период расцвета Абхазского царства, во второй половине X века. Согласно источникам, собор был возведен по приказу абхазского царя Леона III (955-967)
О Моквском соборе, широко известном в свое время даже за пределами государства, сохранилось много источников с его описанием. Согласно им собор традиционной крестово-купольной постройки поражал богатством внутренней и внешней отделки: «Стены украшала необычная фресковая роспись. Великолепен был мраморный иконостас с колоннами, превосходны резные карнизы
В центре мраморного пола был выложен круг из красного мрамора и узор в виде расходящихся лучей. Стрелою уходящие столбы из превосходно вытесанного камня, помост, весь устланный белым мрамором без пятен, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательною резьбою свидетельствуют о большом великолепии и об искусстве, достигшем высшей степени совершенства. Внутри собора — много ценной церковной утвари и икон»
Монастыри
Наскальный монастырь
В окрестностях поселка Отхара Гудаутского района сохранилось несколько древних памятников: церковь около села Звандрипш, руины храма в Амбаре и пещерный средневековый монастырь крупнейшего в Абхазии скального замка
Путь к подножью скалы начинается у Форелевого хозяйства, расположенного на берегах Черной речки и ведет по самшитовому лесу к истокам Мчишты. Из-за повышенной влажности деревья, камни и земля поросли мхом. Бурные холодные воды Черной речки берут начало в крупнейшем карстовом источнике Кавказа. Этот воклюз и подземные пещеры Гагрского хребта привлекают внимание спелеологов со всего мира.Громада отвесного утеса, покрытого зеленью, будто бы вырастает из-под ног
Внешняя стена скального замка выложена из грубо обработанных камней на прочном растворе. На высоте около 50 м видны ряды отверстий разных размеров – окна многочисленных келий, до которых невозможно добраться без специального альпинистского снаряжения
Вход в замок находится высоко от земли, попасть туда можно по приставной деревянной или навесной веревочной лестнице. Ширина внутреннего помещения не превышает 2-3 м, высота – более 15 м. В верхней части уцелело сводчатое перекрытие.Долгое время считалось, что скальный замок близ поселка Отхара – произведение самой природы. Однако исследования 80-х годов XX века доказали: именно люди, расширив и соединив естественные карстовые пещеры, соорудили эту неприступную крепость
Доподлинно неизвестно ни время постройки, ни точное назначение этого объекта. По одной из версий, замок построен в XII веке как убежище для абхазской знати во время пиратских набегов с моря. Об этом косвенно свидетельствует ряд бойниц, направленных на тропу. В мирное время замок облюбовали монахи-аскеты, которые предположительно занимались разведением рыбы
На другой стороне ущелья, на скальном гребне, нависающем над современным форелевым хозяйством, они построили мощную цитадель, которая в период становления Абхазского царства в VIII веке охраняла дорогу на Северный Кавказ. Таким образом, древний наскальный комплекс был одновременно религиозным и военным объектом.В более поздние времена в замке поселились разбойники, и еще долгое время после их ухода местные жители не решались подняться на скалу
Лишь в конце XIX века абхазский князь Михаил Шервашидзе (Чачба), владетель села Отхара, с помощью нескольких десятков людей соорудил мост и сумел пробраться в нижние жилые помещения.Научное обследование Мчиштинского пещерного замка началось только в 1958 году. Археологи с помощью альпинистов проникли внутрь, обследовали все помещения и извлекли несколько предметов бытового назначения, относящихся к средневековой эпохе
Цандрипшский Храм
Один из древнейших христианских храмов Абхазии, построенный в VI-VIII вв., сохранился недалеко от берега моря, по ул.Октябрьская (главной улицей Цандрипша), в правобережной части поселка. Руины базилики дошли до наших дней не сильно разрушенными (отсутствуют лишь своды), в советское время их законсервировали реставраторы. Рядом с базиликой выросло местное кладбище, уставленное, как гигантскими свечами, высокими кипарисами
Храм в селе Поквеш
Базиличный Храм относится к эпохе царствования императора Юстиниана Предположительно IX-X в. Храм посвящен Святому Георгию
Большое развитие получает в Абхазии церковное строительство. На сравнительно маленькой территории было выстроено значительное количество христианских Храмов, что свидетельствует, в частности, о густоте тогдашнего населения края
Храм Илии Пророка в Агудзерах
У въезда в поселок Агудзера располагается храм Св. Илии Пророка, привлекающий внимание своей необычной архитектурой. Храм был построен известным меценатом, лесопромышленником Николаем Смецким. На рубеже столетий костромской помещик Николай Николаевич Смецкой приобрел в Сухуме в районе Гулрыпша и Агудзеры несколько участков земли, где устроил дендрарий с редкими субтропическими растениями, санатории для легочных больных
В 1908 году Смецкой на собственные средства построил церковь в стиле модерн. В годы советской власти в храме располагались библиотека, курсы, складские помещения. Возрождение храма началось после грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. Храм освятили во имя Илии Пророка, и более 10 лет назад в храме состоялась первая служба. Сейчас ведется активная работа по реконструкции храма, восстановлению церковного хозяйства и возвращению утраченных земель
Силами прихожан из всех районов Абхазии к храму пристроена трапезная и баптистерия (крестильная), ведется восстановление нижней части храма, где велись службы более ста лет назад.Храм обладает древними иконами, а также современными иконами, написанными абхазскими художниками. Примечательно, что в храме Илии Пророка богослужения ведутся на древнеславянском и абхазском языках, а византийские песнопения – на трех языках – древнеславянском, греческом и абхазском
Древняя часовня в Пицунде V-VI в.
В непроглядных зарослях теперь прячутся мощные сегментообразные, прямоугольные и шестиугольные в плане башни, древние стены, облицованные плитняком с четырехслойными поясами кирпичной кладки, различные другие постройки, среди которых зернохранилища, бани, жилые и подсобные помещения. В юго-западной части канабы вскоре после возведения ее стен римляне построили древнейший из известных на территории Восточного Причерноморья христианский храм-базилику
Он представлял собой прямоугольное сооружение с большой семигранной снаружи и изнутри апсидой. Особенностью храма был обход у апсиды, выделенный колоннами и характерный для поминальных римских храмов, посвященных апостолам и мученикам. Именно в этом храме, по-видимому, служил епископ Стратофил принимавший участие в Никейском соборе 325 года н.э. В конце V – начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций
Из «последних наиболее типична для позднеримских мозаик по своему оформлению монограмма Христа с альфой и омегой, передающая известную формулу из Апокалипсиса: «Я есть альфа и омега, начало и конец; жаждущему, дам даром от источника воды живой» – и заключенная в круглый медальон, который вписан в трапецию с изображением птиц и растений по углам. Трапеция оформлена листьями аканфа, между которыми расположена поврежденная временем греческая надпись: «В моленье за Оре… и весь его дом»
Размер разрушенного пространства в конце имени, допускающий разместить здесь две – три буквы, позволяет предполагать, что в надписи упоминается известный христианский мученик Орентий. Сохранилась легенда о нем. В правление императоров Диоклетиана и Максимиана в конце III – самом начале IV века в борьбе с персами принимали участие семь братьев – христиан, среди которых был Орентий. Когда военные действия были перенесены во Фракию, Орентий совершил подвиг – победил в единоборстве вождя вторгшихся туда варваров
Император предложил Орентию и его братьям в честь победы принести жертву языческим богам и, получив отказ, сослал их сначала в Армению, где их подвергли зверским пыткам, а затем через Трапезунд в Абхазию – в Питиунт. На корабле братья один за другим погибли. Орентию привязали на шею камень и бросили в море, откуда его уже мертвого вынесли на берег ангелы. Последнего брата, Лонгина, похоронили в Питиунте
Рядом с надписью среди тех же листьев аканфа сохранилось изображение коровы с теленком, олицетворяющих «семью» христиан, то есть весь христианский мир. Восточное располагалась композиция, изображающая фонтан живой воды, символизирующий христианское учение, а по его сторонам – фигуры оленя и лани с олененком, также олицетворяющие собой «жаждущих христиан» и иллюстрирующие следующие слова 41 псалма: «Как лань охотно стремится к источникам вод, так душа моя стремится к тебе, боже». Пространство между оленями и фонтаном заполнено птицами и ветвями растений
Западнее изображена финиковая пальма с плодами, которую с обеих сторон окружают животные, – здесь уцелели голова лани и птицы. В северной части мозаики изобилуют фигуративные изображения – ягненок, ваза, птицы, растения и т. д., в южной же преобладают геометрические узоры – мотив «пересекающихся кругов», широкие переплетающиеся полосы, образующие сетку, в ячейки которых в шахматном порядке помещены круги и квадраты, узор из переплетающихся ромбов со скрещивающимися изображениями рыб с птицами и т. д.
Очень интересно цветовое решение различных фрагментов Пицундской мозаики: монограмма Христа с альфой и омегой – ярко-красная, а ее контур – черный, фон медальона и трапеции – белый, аканфового бордюра – черный, а изображения в нем составлены из белых, красных и коричневых кубиков смальты различных оттенков; фигуры больших оленей переданы объемно-освещенные части их тел составлены из белых кубиков, затененные – из красных
Даже контурные линии здесь передают степень рельефности – массивные части тел оконтурены черными кубиками, тонкие же голени – красными. Мелкие животные переданы одним цветом, а пальма исполнена черными и красными кубиками на белом фоне. В 542 году персы вторглись в Восточное Причерноморье – началась 13-летняя персо-византийская война
В том же году, согласно сообщению византийского историка VI века Прокопия Кесарийского, византийцы, занимавшие Питиунт, «сожгли дома, до самого основания разрушили стены и, без малейшего промедления сев на суда и переправившись на противоположный материк, ушли в город Трапезунд
Правда, они причинили ущерб Римской империи разрушением этих крепостей, но этим же они доставили ей большую пользу, потому что враги не смогли завладеть этой страной; не достигнув никакого результата вследствие разрушения крепостей, враги вернулись в Петру». Весьма вероятно, что древнейший Питиунтский храм был разрушен персами именно во время этого похода
Во всяком случае, когда десятилетие спустя византийцы вновь заняли Питиунт, им пришлось на том же месте строить храм заново. Новая базилика была разделена на три нефа прямоугольными столбами, имела с востока выступающую пятигранную апсиду, а с запада – нартекс. Сочетание пятигранной апсиды с прямоугольными столбами центрального пространства делает вторую базилику Питиунта уникальной, поскольку в других областях христианского мира применялись не столбы, а колонны
Сравнительно тонкие стены указывают на то, что храм имел деревянное стропильное перекрытие. Прямых сведений об истории Питиунта в последующие века. Но в его башнях заметны культурные наслоения второй половины VI – VII веков, а в середине VIII века сюда абхазским князем Константином было послано какое-то письмо: на городище найдена подвесная печать с его именем, написанным греческими буквами
К этому же периоду (вторая половина VI – IX вв.) могут быть отнесены и два других интереснейших архитектурных памятника Пицунды, находящиеся уже за пределами крепостных стен. В пятистах метрах севернее городища, в зарослях, скрываются руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. Каменный свод храма, ныне обрушившийся, держался прежде на арках, опиравшихся на центральный столб и пилястры, выступавшие из стен. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются временем от второй половины VI до XI века
Вблизи городища за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора – крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Он относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов, а размеры его в плане составляют 43,3 на 22,7 метра
Возведен он из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще
Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) – гораздо толще, почти брусовидный. В верхних частях южной и западной стен видны декоративные вставки поперечных кирпичей – в одних рядах одиночных, в других парных
На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Лишь северная стена снаружи совершенно лишена декоративных элементов. На западной стене на уровне хор видны следы заложенной в древности двери, через которую проходили женщины, допускавшиеся к богослужению только через хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая
Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранился лишь пояс медальонов в алтаре, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены, и потолок которой были богато расписаны, вероятно, мастерами из Старого Афона
Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». О том, что Пицундский собор был обновлен во второй половине XVI века, а вокруг него были возведены какие-то оборонительные сооружения, говорит сохранившаяся здесь греческая надпись: «Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею»
В результате междоусобиц и угрозы нападения со стороны турок в XVII веке резиденция абхазских католикосов, до этого размещавшаяся в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор был заброшен. Но он продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию
В 1833 году храм посетил Ф. Дюбуа де Монпере, оставивший в своем дневнике следующую восторженную запись: «Вот я перед лицом одной из самых живописных руин, какие я только когда-либо знал. Мне говорили об этом здании с восхищением, но впечатление, которое оно производит, превзошло все мои ожидания – этот стиль, благородный и смелый, изумляет среди дикой природы Абхазии». После этого собор многократно привлекал к себе внимание исследователей
Однако пока точно время его постройки не определено. Одни авторы датируют его VI веком, другие XI – XII веками. Конструктивные особенности храма объединяют его с группой раннесредневековых церквей Абхазии (Лыхны, Симона Кананита и др.), что позволяет относить этот памятник к VIII – IX векам. В 1960 – 1972 годах в помещении храма функционировал музей-выставка общества охраны памятников культуры, перенесенный позднее в стоящее рядом монастырское здание, построенное в 1913 году
В настоящее время в храме после проведения реставрационных работ разместился концертный зал; здесь установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В пицундском органе около четырех тысяч трубок, пятьдесят один регистр и три клавира. И звучат теперь над древними сводами храма торжественные фуги Баха, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки
Местные жители рассказывают о храме такую легенду: «Прекрасен и величествен этот храм. Едва ли найдется ему подобный по прочности и красоте… Поспорили когда-то зодчий храма и мастер, строивший водопровод на мысе, кто скорее выполнит свою работу. Проигравший должен был лишить себя жизни – броситься с крыши храма
Быстро поднимались стены храма. Но водопровод прокладывался еще быстрее, и когда встретился зодчий со своим соперником, тот показал ему водопровод, который уже был закончен. Пришлось, согласно уговору, подняться зодчему на недостроенный купол храма; бросился он оттуда вниз на камни и разбился насмерть, а на куполе осталась отметина-след его ног, углубление в растворе, которым скрепляли камень
Достроил Пицундский храм молодой его преемник. И если вы внимательно вглядитесь, то заметите, где кончил строить старый зодчий и где продолжил молодой». Водопровод давно бездействует, и лишь небольшая часовенка, которую предание связывает с этим сооружением, продолжает стоять внутри церковной ограды
А Пицундский собор стоит и поныне во всем своем величии, к нему стекаются толпы народа, добром поминая безвестного зодчего. Возможно, именно в XVI веке вокруг Пицундского храма была возведена мощная оборонительная стена. Материал, из которого она сложена, позволяет думать, что строители стены использовали в качестве каменоломни римскую крепость, стоявшую рядом
Об этом пишет и графиня П. С. Уварова: «В ограде найдете… булыжники, и глыбы тесаного конгломерата, и греческую черепицу, и кирпич, и обломки мрамора. Может быть, из тех же развалин происходят три мраморные зеленоватые колонны, приделанные к звоннице, две пестрые, более драгоценные мраморные колонны, которые находим в дверях водопроводной часовенки, и та ионическая капитель из белого мрамора, которую нам удалось разыскать в куче обломков, лежащих во дворе»
Она упоминает об интересной легенде, связанной с этой стеной. Послушайте, что рассказывают здешние старики: «Посмотрите на ограду Пицундского храма. Она сложена будто второпях, будто ее строителям отпущено было времени в обрез, возвели они стену в считанные дни… А так и было. Нахлынули тогда на землю Абхазии завоеватели-иноверцы, все круша на своем пути… Храму на Пицунде грозило разорение, ибо не был защищен храм ничем, кроме патриаршего благословения
Тогда обратился патриарх ко всему народу, призвал спасти великую святыню в Пицунде. И прислушался народ к его голосу. Тысячи и тысячи собрались тогда у здания храма. Только стена высотой в пятьдесят локтей может спасти храм. Но неприятель уже близко. «Торопитесь! Пусть каждый положит вокруг храма один камень – и будет в стене десять тысяч камней. Пусть каждый положит по пять камней – и не взять врагу святыни!» – провозгласил патриарх, и закипела работа
С гор понесли люди к храму громадные валуны, камни из разрушенных городов везли издалека люди на повозках и несли на руках. Когда народ принялся возводить стену, едва вставало солнце. А в лучах заходящего солнца все увидели стену, воздвигнутую собственными руками… …И когда подошел враг к Пицунде, он был изумлен, ибо только утром еще доносили лазутчики, что беззащитен храм. А сейчас громадная стена окружала святыню, и была она неприступна…» В 1830 году русский военный гарнизон, обосновавшись в Пицунде, укрепил древние стены, пристроив в углах обширные бастионы
Источник: http://evstafiy-apsil.ru/mono.html
Книга-альбом «Православные храмы Абхазии»
Книга-альбом «Православные храмы Абхазии» издана в Москве в 2006 году в издательстве «РМ», тиражом 2000 экз., при благословении главы Сухумо-Абхазской Епархии Священноиерея Виссариона (Аплиаа). Финансовая поддержка была оказана Президентом Республики Абхазии Сергеем Васильевичем Багапш
Книга отражает культурное наследие православных храмов Абхазии. В 210 страницах альбома 12 храмов представлены в цветных высококачественных фотоматериалах, в разных композиционных решениях, внешний вид, внутреннее убранство, барельефы, церковные иконы, настенные росписи и святые реликвии. Автором также было найдено художественное решение книги и полностью осуществлен макет и верстка. Книга издана на русском и английском языках
В альбоме собранны такие древние храмы как Пицундский, Лыхненский, Ново-Афонский (Анакопийский), Каманский, Гагринский, Илорский, Моквский, Бедийский и Драндский
О начальном проникновении христианства не территорию древней Абхазии существуют различные версии. Есть предание, согласно которому семена первоначального христианства были занесены в Абхазию еще в I веке апостолом Андреем Первозванным и его спутником Симоном Кананитом, прибывшими через Капподокию и приморский город Трапезунд
Согласно данным известного церковного историка Митрополита Макария (Булгакова), апостол Андрей с проповедью прошел с южного черноморского побережья в Вифинию и Понт и дошел до Абхазии, где находился город Себастополис. По преданию, Симон Кананит, просвящая абхазов, во время гонения, в 55 году, принял мученическую смерть на берегах реки Псырцха, где и был погребен
Впоследствии на этом месте была построена церковь освященная в его честь. Считается, что в этой старой церкви покоится и тело Симона Кананита. Видимо, эти ранние христианские традиции-реалии послужили впоследствии причиной и поводом создания на территории Абхазии, а именно в Питиунте (Пицунда), древнейшей христианской епископии
По свидетельствам церковных авторов, распространение христианства здесь началось с того, что северное и восточное побережье Черного моря, проповедуя новое учение, посетили пять апостолов: из них — четверо из числа двенадцати: — Андрей, Матвей, Варфоломей, Иуда и один из семидесяти — Фаддей. Питиунт был настолько значительным и известным центром позднеантичной Абхазии, что его представитель был удостоен чести участия в Первом Вселенском Соборе в 325 году в городе Никее
Им был епископ Питиунта Стратофил. Имя предстоятеля церкви Абхазии упоминается во всех списках епископов, участников этого Собора, сохранившихся в раннесредневековых документах: на греческом языке (венецианская рукопись XIII века), латинском и сирийском – рукопись Британского музея (VII века), коптском языке (XI века), арабском и армянском языках (XI века). Cама же Питиунтская епископия в период Никейского Собора в церковном отношении подчинялась Понт Полеймонтийской епархии
Нет сомнений в том, что христианство проникло в древнюю Абхазию раньше, чем в другие страны Закавказья. Об этом красноречиво говорит не только участие вышеупомянутого епископа на Первом Вселенском Соборе, что уже само по себе является неоспоримым фактом, но и учреждение в Питиунте епископской кафедры, самой древней на всем Закавказье. Таким образом, один из древнейших городов позднеантичной Абхазии – Питиунт – занимает исключительное место в истории христианства на Кавказе
Первые христианские храмы в Абхазии строятся еще в начале IV-V вв. внутри римско-византийских укреплений (Питиунт, Себастополис). Начиная с середины VI века храмы появляются и вне их (Алахадзы, Дранда, Лыхны и др.), в этом же веке происходит окончательная христианизация местного населения
В развитии Храмового зодчества Абхазии ранне — средневекового периода довольно четко выделяются два этапа
В VI-VII вв. здесь строились преимущественно базилики с деревянными перекрытиями. Присуще этому времени искания в области создания центрических композиций на базиликальной основе привели к тому, что со второй половины VIII в. и вплоть до середины X в. здесь строили главным образом большие купольные храмы (Пицунда, Бзыбь, Лыхны, Моква и др.), в то время как некоторые более ранние базилики подвергались основательной переделке
Характерной чертой раннесредневековых абхазских храмов является алтарные апсиды, выступающие в восточной части здания. Преобладали трехапсидные варианты, хотя встречаются памятники с одной или двумя апсидами. Снаружи в большинстве случаев эти апсиды были пятигранные, хотя в VI-X вв. граненые центральные апсиды сочетались и с полукруглыми боковыми. Наиболее поздним и наиболее выдающимся памятником раннесредневековой храмовой архитектуры Абхазии является знаменитый Моквский собор, построенный в 40-50-х годах X века
В период перехода от раннего к развитому средневековью Абхазское царство постепенно превращается в Абхазо-Грузинское феодальное государство, окончательное формирование которого падает на конец X века. Меняется и облик монументальных сооружений Абхазии и, в первую очередь, храмов: наряду с другими изменениями, они утрачивают и византийскую гранность апсиды, которая приобретает прямоугольный наружный план в соответствии с традициями восточно-грузинской храмовой архитектуры
В XIV веке в развитии церковной архитектуры наблюдается определенный подъем. В этот период расширяется роль монастырей. Строятся небольшие храмы, старые церкви обрастают новыми пристройками, в них обновляются или делаются заново росписи, при этом местная архитектура снова испытывает византийское и западноевропейское (итальянское) влияние
Во второй половине XIX начале XX столетия на территории Абхазии складывается центры ряда городов (Сухум, Гагра, Очамчира). Строятся небольшие церкви, возникает комплекс сооружений Ново-Афонского монастыря
Источник: http://abkhazian-churches.ru/
konsulmirАбхазияПравославная церковь в Абхазии Христианство в Абхазии В Абхазию христианство проникло не через Грузию, а напрямую из Греции По древним преданиям Закавказье посетили пять святых апостолов: четыре из числа двенадцати - святой Андрей, святой Матфей, святой Варфоломей, святой Иуда Фадей, называемый Левием, и один от семидесяти святой Фадей Святой Андрей Первозванный, считающийся общим...Организации и консульства. Справочная информация