Праздники Израиля  Ту би-Шват 

Ту би-Шват  или Новый год деревьев 

Ту-Бишват

Ту би-Шват, 15-е число еврейского месяца Шват отмечается как «новый год деревьев».

Ровно середина месяца, полнолуние, день к этому времени года удлиняется почти на два часа. Это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый цикл плодоношения.

Формально новый год деревьев имеет отношение к различным видам десятин, которые должны были отделяться от урожая, выросшего в Святой Земле. Эти десятины были различны в разные годы семилетнего цикла Шмиты. Точкой отсчета, начиная с которой завязавшиеся плоды считались относящимися к урожаю следующего года, и был день Ту би-Шват.

Праздник этот отмечается с незапамятных времен. Хотя предписаний о нем в письменной Торе нет, он упоминается в Мишне. В этот день принято есть фрукты, в особенности виноград, фиги, гранаты, оливки и финики — то есть те плоды, которыми Тора прославляет Израиль – «страну пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, масличных деревьев и финикового меда».

Около четырех столетий тому назад сложилась традиция каббалистов Цфата встречать новый год деревьев праздничным седером, подобным пасхальному: выпивать традиционные четыре бокала вина, в разных пропорциях смешивая красное и белое вино, в определенном порядке съедать фрукты, которыми славится Израиль, читать стихи Торы, где упоминаются эти растения, фрагменты Талмуда, и, конечно, книги Зогар.

Ту би-Шват известен как праздник, в который сажают деревья и буквально означает «Пятнадцатое число месяца Шват». Его даже так и называют — Новый год деревьев. Этот праздник не yпомянyт в Торе. Он yстановлен Мyдрецами для того, чтобы отделять yрожай одного года от yрожая дрyгого — «по прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих» (Втор.14:28). 
Тора предписывает каждомy еврею ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx слyжбой в Храме, а также в пользy бедныx – «и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор.14:29) 

После разрушения Второго Храма в 70 году н.э. многие евреи были вынуждены покинуть свою землю. Поскольку Храма не стало и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-Шват перестало существовать. Не отделялись больше десятины в пользу священников и левитов. Заповедь Божья – «если долгое время будешь держать в осаде [какой-нибудь] город, чтобы завоевать его и взять его, то не порти дерев его, от которых можно питаться, и не опустошай окрестностей, ибо дерево на поле не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление; только те дерева, о которых ты знаешь, что они ничего не приносят в пищу, можешь портить и рубить, и строить укрепление против города, который ведет с тобою войну, доколе не покоришь его» (Втор.20:19,20)  уже не исполнялась.
За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню. Марк Твен, посетивший Святую землю в 1867 году, написал такие слова: «Из всех земель со скудной внешностью, Палестина может назваться принцессой. Холмы пустынные, бескрасочные и неописуемой формы. Долины заполнены пустынями с каемками чахлой растительности. Это безнадежная, пустынная, сокрушающая сердце земля». 

Но, когда первые поселенцы начали прибывать в Эрец-Исраэль, появилась новая удивительная традиция — сажать деревья на праздник Ту би-Шват. Страна в то время была совсем пустой. И поселенцы сажали эвкалипты и осушали болота, сажали леса и проводили воду, распахивали поля и фруктовые сады. И так земля расцвела. Жаль, что Марк Твен не смог увидеть новый, возродившийся Израиль, превратившийся в необыкновенный, напоенный Божьей любовью сад.

«И умножу плоды на деревах и произведения полей, чтобы вперед не терпеть вам поношения от народов из-за голода… и опустошенная земля будет возделываема, быв пустынею в глазах всякого мимоходящего, тогда скажут: «эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский; и эти развалившиеся
 и опустелые и разоренные города укреплены и населены. И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал — и сделал» (Иезекиль 36:30-36) 

Источник: http://callofzion.ru/pages.php?id=824

Смотрите также:

Когда Ту би-Шват в Израиле в 2018 году

Когда Ту би-Шват в Израиле в 2019 году

Еврейские праздники в 2018 году

Еврейские праздники в 2019 году

Праздничные дни в Израиле в 2018 году

Праздничные дни в Израиле в 2019 году

Праздники в Израиле по еврейскому календарю

Еврейский календарь

Выходные дни в Израиле

Выходные дни недели в Израиле

Выходные дни в Израиле в 2018 году

Выходные дни в Израиле в 2019 году

Суббота в Израиле

От серьёзного до смешного – один клик мышкой. Советуем отдохнуть и посмотреть нашу Антологию еврейских анекдотов

konsulmirИзраильПраздники и выходные дниПраздники и выходные дни в ИзраилеПраздники и выходные дни в ИзраилеИзраиль,Новый год деревьев,Праздники и выходные дни,Праздники и выходные дни в Израиле,Праздники Израиля,Ту-БишватПраздники Израиля  Ту би-Шват  Ту би-Шват  или Новый год деревьев  Ту би-Шват, 15-е число еврейского месяца Шват отмечается как 'новый год деревьев'. Ровно середина месяца, полнолуние, день к этому времени года удлиняется почти на два часа. Это пора, когда самые раннецветущие деревья в Земле Израиля пробуждаются от зимнего сна и начинают новый...Организации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация. Анекдоты, юмор