Энциклопедия недвижимости 

Архитектура 

Ар – Б

Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич 

 

Архитектура классицизма —

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Архитектура малых форм — раздел архитектуры, к которому относятся объекты функционально-декоративного (напр., ограды), мемориального характера (напр., надгробия), объекты, являющиеся частью городского благоустройства (напр., фонари), объекты-носители информации (напр., стенды, рекламные щиты)

Википедия – свободная энциклопедия

 

Архитектура модерна (архитектура ар-нуво) —архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов таких как металл, бетон, железобетон и стекло.

Новые материалы и технологии позволили повысить этажность зданий, увеличить масштаб арок и окон (витрина). «Ярким харизматическим примером модерна» называют металлическую Эйфелеву башню в Париже (1889 год), высота которой достигла 324 метров. В отличие от поздней архитектуры, модерн сохраняет интерес к декору, который уже выражается в плиточной облицовке (майоликовые панно) и кованных металлоконструкциях. Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он отвечал запросам массового, индустриального общества. В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны

Википедия – свободная энциклопедия

 

Архитектурная деятельность — профессиональная деятельность граждан (архитекторов), имеющая целью создание архитектурного объекта и включающая в себя творческий процесс создания архитектурного проекта, координацию разработки всех разделов проектной документации для строительства или для реконструкции (далее — документация для строительства), авторский надзор за строительством архитектурного объекта, а также деятельность юридических лиц по организации профессиональной деятельности архитекторов

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ Об архитектурной деятельности в Российской Федерации 

 

Архитектурная среда — совокупность облика и пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики

СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» 

 

Архитектурная среда — совокупность внешнего облика и внутреннего пространства зданий и сооружений, предназначенных для определенных функций и наделенных необходимой и достаточной для потребителя информативностью, в том числе с помощью архитектурной пластики

СП (Свод правил) от 16.07.2001 № 70 СП 35-101-2001 “Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения” 

 

Архитектурно-градостроительное решение градостроительного объекта — совокупность определенных проектной документацией функциональных, планировочных, ландшафтных и архитектурных характеристик градостроительного объекта и соответствующего участка территории

ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ (от 9 июля 2003 года № 50) О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ  И ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕКОНСТРУКЦИЮ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДЕ МОСКВЕ

 

Архитектурно-планировочное задание — комплекс требований к назначению, основным параметрам и размещению архитектурного объекта на конкретном земельном участке, а также обязательные экологические, технические, организационные и иные условия его проектирования и строительства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ Об архитектурной деятельности в Российской Федерации 

 

Архитектурное решение — авторский замысел архитектурного объекта — его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ Об архитектурной деятельности в Российской Федерации

 

Архитектурные стили:

  • АрхитектураДревнего мира: от первобытного общества до X века (в различных регионах даты различаются).
  • Романская архитектура. X—XII века.
  • Готика. XII—XV века.
  • Возрождение. Начало XV — начало XVII века.
  • Барокко. Конец XVI — конец XVIII века.
  • Рококо. Начало XVIII — конец XVIII века.
  • Классицизм. Середина XVIII — XIX век.
  • Историзм. 1830-е — 1890-е годы.
  • Модерн. 1890-е — 1910-е годы.
  • Модернизм. Начало 1900-х годов — 1980-е годы.
  • Конструктивизм. 1920-е годы — начало 1930-х годов.
  • Постмодернизм. С середины XX века.
  • Хай-тек. С конца 1970-х годов.
  • Деконструктивизм. С конца 1980-х годов.
  • Дигитальная архитектура. С началаXXI века.

Википедия – свободная энциклопедия

 

Архитектурный ансамбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства». Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности. Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы. Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса. Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми

Википедия — свободная энциклопедия

 

Архитектурный конструктивизм

В 1922—1923 годах в Москве, начавшей восстанавливаться после Гражданской войны, были проведены первые архитектурные конкурсы (на проекты Дворца труда в Москве, здания московского филиала газеты «Ленинградская правда», здания акционерного общество «Аркос»), в которых принимали участие архитекторы, начавшие творческий путь ещё до революции — Моисей Гинзбург, братья Веснины, Константин Мельников, Илья Голосов и др.

Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу новых творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Рационалистами было создано объединение «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов), идеологами которого были архитекторы Николай Ладовский и Владимир Кринский. Конструктивисты же объединились в ОСА (Объединение современных архитекторов) во главе с братьями Весниными и Моисеем Гинзбургом. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия.

Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей, использование функциональной схемы как основы пространственной композиции. Конструктивисты искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture», «modern movement» или же «modern», употребляемые в том же контексте. Выражение «модернизм» употребляется иногда как синоним понятия «современная архитектура»; или же как название стиля (в англоязычной литературе — «modern»).

Архитектурный модернизм включает такие архитектурные направления, как европейский функционализм 1920—1930-х годов, конструктивизм и рационализм в 1920-х годах СССР, движение «баухауз» в Германии, архитектурный ар-деко-стиль, интернациональный стиль, брутализм, органическая архитектура. Таким образом, каждое из этих явлений — суть одна из ветвей общего дерева, архитектурного модернизма.

Основные представители архитектурного модернизма — это пионеры современной архитектуры Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, а также некоторые другие

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Архитектурный объект — здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ Об архитектурной деятельности в Российской Федерации

 

Архитектурный объект (англ. Architectural object) — здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объект благоустройства, ландшафтного или садово-паркового искусства, созданный на основе архитектурного проекта

Словарь архитектурных и строительных терминов по недвижимости Сайт: http://glossary.ru/

Архитектурный ордер (лат. ordo — строй, порядок) — тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя систему пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение.

Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Стилевое единство с использованием колонн было и в древнеегипетской, и в крито-микенской архитектуре, однако только в Древней Греции появилась строгая система, которая получила название «ордер». Само слово происходит от латинского «ordo» — строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».

Различают пять классических ордеров, которые впервые выделил итальянский архитектор Джакомо да Виньола: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный — в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции использовался редко, но стал распространённым в Древнем Риме

Википедия – свободная энциклопедия

 

Архитектурный проект —архитектурная часть строительной и градостроительной  документации, содержащая архитектурные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора. Архитектурные решения должны комплексно учитывать социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Архитектурный проект — архитектурная часть документации для строительства и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения, которые комплексно учитывают социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ Об архитектурной деятельности в Российской Федерации

 

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)

Википедия – свободная энциклопедия

 

Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков архитектуры.

Характерные черты определённого времени и места, проявляющиеся в особенностях функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции), формируют архитектурный стиль.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов.

Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ар-деко)

Википедия – свободная энциклопедия

 

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства Филиппа Орлеанского (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние

В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами

Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: PerückenstilZopfstil)

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Архитрав (ит.- греч. + лат.) – несущая балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента

Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

 

Атлант, теламон (греч.) — опора в виде мужской статуи Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

 

Атлант (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястры. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Атриум — часть здания в виде многосветного пространства с верхним светом, как правило, развитого по вертикали (на несколько этажей) с поэтажными галереями, на которые выходят помещения различного назначения

Правительство Москы Система нормативных документов в строительстве. Гостиницы МГСН 4.16-98

 

Аттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

Иногда, над данной стенкой устанавливали обелиски и вазы.

Аттик является обычным элементом триумфальных арок. Со времен средневековья аттики делали высокими, чтобы укрепить сооружение и защитить его покров от огня.

В архитектуре неоклассицизма и ар-деко аттиком называется низкий этаж или глухой высокий парапет над главным карнизом здания.

Во французской архитектуре XIX века аттиком стал также называться жилой этаж, расположенный непосредственно под скатной кровлей здания

Википедия – свободная энциклопедия

Аттиковый этаж — этаж, расположенный выше главного, венчающего карниза

Словарь архитектурных и строительных терминов по недвижимости Сайт: http://glossary.ru/ 

 

Бабинец — одна из трёх частей тридильного храма. Название происходит от украинского слова «баба», то есть притвор храма, где во время церковной службы могли стоять женщины. В связи с этим данное понятие преимущественно распространено в Восточной Европе (Украина, Белоруссия, Польша, Чехия) для обозначения западного притвора храма (преимущественно, деревянного)

Википедия – свободная энциклопедия 

 

База — подножие, нижняя опорная часть колонны, пилястра, анта и т. п.

Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

 

База — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны)

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Базилик (греч.) — 1) в своей наиболее типичной законченной форме — здание, разделенное продольными рядами колонн или столбов на несколько частей (нефов) средняя из которых обычно шире и выше боковых и освещается через окна над боковыми частями; 2) у древних римлян — здание, предназначенное для суда, торговых и биржевых операций и т. д.; 3) раннехристианская церковь; 4) на Востоке есть базилики зального типа

Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

 

Базилика (греч. Basilike – царский дом; в Афинах – портик, где заседал архонт-базилевс basilevs — царь) — 1)  вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.

2) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами опор (колонн или столбов) на несколько проходов — нефов. В античной архитектуре была административным сооружением, в архитектуре христианского Запада стала основным типом храмового зодчества

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005

 

Базилика — здание с вытянутым прямоугольником в основе плана, расчлененное внутри продольными рядами колонн или столбов на нефы.

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995

 

Базилика — первоначально базилика — официальное присутственное место архонта (судьи) на торговой площади в Афинах. В римскую эпоху — это просторный торговый или судебный зал, расчлененный рядами колонн на три продольные галереи (нефа). В ранней христианской церкви в абсиде на месте римского трибунала, осуществляющего надзор за торгом, помещалась епископская кафедра, появились хоры для певчих и АМВОН. Внутренний объем базилики расширился за счет пристройки поперечного нефа (трансепта), вестибюля (нартекса) и открытого атриума (или райского дворика) с колодцем. В дальнейшем развитии базилики появилась крипта, крестовая сень, арочные своды, колокольня. Базилика — широко распространенный тип композиции христианских храмов По типу базиликального сооружения осуществлен Петропавловский собор (арх Д. Трезини, 1732).

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балка (англ.  Beam) — элемент плоского перекрытия; горизонтальная несущая конструкция зданий и сооружений:

— имеющая призматическую форму;

— опирающаяся в двух или более точках;

— применяемая для перекрытия помещений

Словарь архитектурных и строительных терминов по недвижимости Сайт: http://glossary.ru/

 

Балкон (англ. Balcony, итал.Balcone; нем.Balkon, от лат.Balcus) — балка — открытая сверху и с боков, выступающая за пределы стены площадка, имеющая ограждение. Балконы характерны для фасадов зданий, иногда они устраиваются в интерьере. Различают:

— одиночные балконы;

— многоквартирные балконы;

— ленточные балконы вдоль всего фасада здания

Словарь архитектурных и строительных терминов по недвижимости Сайт: http://glossary.ru/

 

Балкон (укр.: балкон, eng.: balcony) – вынесенная на фасад здания огороженная площадка, которая предназначена для выхода на неё из близлежащего помещения дома. Основное назначения балконов жилых домов – создание дополнительных удобств для жителей квартир

Русско-украинско-английский толковый словарь терминов рынка недвижимости http://ckn.at.ua/slovar.doc

 

Балкон (итал. balcone, от позднелат. balcus — балка) —

1) выступающая из стены и огражденная (решёткой, балюстрадой или парапетом) площадка на консольных балках (деревянных, стальных, железобетонных) или плита (б. ч. железобетонная) на фасаде или в интерьере (в театрах, производств, помещениях и т. д.). В зрительных залах балконы с местами для зрителей обычно располагаются ярусами. Балкон как элемент сооружения зародился на Востоке. В Европе балконы появились в средние века в оборонном (машикули) и церковном (кафедры) зодчестве. В архитектуре Возрождения и барокко балкон стал важным элементом ритмико-пластической организации стены. Балконы распространены в современной жилой архитектуре.

2) платформа с ограждением или балюстрадой, выступающая с наружной стороны здания или в интерьере (например, в зале)

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балкон —

  1. Огражденная висячая или подпираемая столбами площадка, выступающая из стены здания и связанная проходом с интерьером.
  2. Висячее крыльцо.
  3. Конюшня на 70-150 лошадей

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балкон — открытая, выступающая из плоскости фасада здания площадка, способствует связи внутренних помещений с наружным пространством. Балкон состоит кроме выносной площадки из поддерживающих ее частей и ограждения — перил. В зависимости от материала и конструкций выносные балконы выполняются различно. В классической архитектуре выносная площадка выполнялась в виде каменной плиты, поддерживаемой каменными же КОНСОЛЯМИ, имеющими форму КРОНШТЕЙНОВ. Устраивались также балконы с одной консольной опорой — в виде каменной корзины. Позже появились балконы на металлических кованых кронштейнах, на стальных балках. Существует еще так называемый французский балкон без выносной плиты, проем двери защищен перилами. Если балкон имеет опору на землю, эта площадка называется АЛТАН

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балкон — выступающая из плоскости стены фасада огражденная площадка. Может быть остекленным

СП 54.13330.2011 (от 24 декабря 2010 г.) “Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003″

 

Балочная конструкция —    постройка на вертикально-горизонтальных (столб и балка) опорах, в отличие от сводчатых (арка, свод, купол)

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балочное перекрытие — вертикально-горизонтальная, в отличие от арочной (купольная, сводчатая), конструкция

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балюстрада (франц. balustrade) —

1)   ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху горизонтальной балкой или перилами.

2)  ряд балясин

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005

Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балюстрада — сквозное ограждение из ритмично расположенных фигурных столбиков, поддерживающих поручень.

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балюстрада (франц. balustrade — перила) — сквозное ограждение балконов, террас, галерей, лестниц, крыш в виде перил с невысокими фигурными стойками — БАЛЯСИНАМИ. Балюстрадой ограждена терраса Павильона трех граций Ч. Камерона в Павловске

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балюстрада — ограждение крыш, лестниц, галерей, балконов в виде перил с невысокими фигурными стойками (балясинами)

Словарь, сайт http://stroit.ru/

 

Балюстрада (укр.: балюстрада, eng.: balustrade) — ограждение балконов, террас, лестниц и пр.; состоит из фигурных столбиков, перекрытых плиткой, балкой и пр. Русско-украинско-английский толковый словарь терминов рынка недвижимости http://ckn.at.ua/slovar.doc

 

Балясины — элементы ограждающих конструкций лестниц, балконов, террас, поддерживающие перила

Словарь, сайт http://stroit.ru/

 

Балясина —

1)   невысокий фигурный столбик (иногда с резным декором), поддерживающий перила ограждений балконов, лестниц и т. д.; балясины изготовляются из дерева, камня, металла, бетона и др.

2)  фигурный столбик или колонка, поддерживающая лестничные перила или горизонтальную балку

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Балясина — небольшие фигурные столбики, поддерживающие перила балконов, террас, лестниц. Выполнялись балясины обычно двух основных форм — кувшинообразные, с утолщением стержня в нижней части (ПУКЛЯ), и двойные, с перехватом пояском посередине, представляющие собой как бы две одинарные балясины, соединенные утолщенными концами. Балясины воспринимаются силуэтно, что предъявляет особые требования к их рисунку и пропорциям

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Барабан — венчающая часть здания цилиндрической или многогранной формы, несущая купол или многогранный сомкнутый свод; световой барабан имеет оконные проемы

Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

 

Барабан — венчающая часть храма, несущая купол или многогранный сомкнутый свод и имеющая цилиндрическую или многогранную форму. В большинстве случаев имеет оконные проемы. Глухой барабан без оконных проемов называется шеей

СП 31-103-99ЗДАНИЯ, СООРУЖЕНИЯ И КОМПЛЕКСЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

 

Барабан — цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола. Нижняя часть барабана опирается на стены или подпружные арки, укрепляющие или поддерживающие своды. Обычно барабан венчает здание не ротондальной, а прямоугольной формы, а для перехода от квадратного в плане основания к круглому в сечении барабану используются либо особые треугольные своды — паруса, либо тромпы, то есть нишеобразные сводчатые конструкции по углам квадратного основания

Википедия – свободная энциклопедия

 

Барельеф (франц. bas-relief, т. е. низкий рельеф) —

1) вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона. Изобразительные и орнаментальные барельефы — распространённый вид украшения архитектурных сооружений и декоративных изделий. Барельефные изображения обычно помещаются также на постаментах памятников, на стелах, мемориальных досках, монетах, медалях, геммах.

2)   тип скульптурного рельефа, фигуры которого выступают из плоскости фона менее, чем на половину своего объема

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Барельеф — скульптурное изображение с фоном, из которого фигуры выступают не более чем наполовину своего объема

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Барельеф  (франц. bas-relief — низкий рельеф) — скульптурное украшение или орнамент на плоскости, когда изображение выступает из стены менее, чем наполовину своего объема. Скульптурное убранство Казанского собора (арх. А.Н. Воронихин) — ценный вклад в историю художеств России. Существенным компонентом входят в его ансамбль барельефы И.П. Мартоса и И.П. Прокофьева (15м х 1,5м), помещённые в аттики проездов колоннады и повествующие о массовом подвиге и жертвах во имя спасения народа

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Барельеф (фр.) — низкий рельеф — один из видов скульптурного изображения на плоскости, все части которого выступают над плоскостью менее чем на половину своего объема

Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

 

Барельеф (укр.: баральєф, eng.: bás-relief) — структурное изображение или орнамент, выступающие на плоской поверхности менее чем на половину своего объема

Русско-украинско-английский толковый словарь терминов рынка недвижимости http://ckn.at.ua/slovar.doc

 

Барокко (от итал. barocco — буквально причудливый, странный) —

1)   зародившийся в Италии, один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI-середины XVIII веков. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии. Человек в искусстве барокко предстает многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлеченным в круговорот и конфликты среды. Характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектными зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

2)   стиль, сложившийся в конце XVI в. в эпоху позднего Ренессанса и преобладавший в европейском искусстве до середины (в некоторых странах почти до конца) XVIII в. Классические формы и мотивы в нем сочетались с пышным богатым декором, сложной композицией, а также искусным использованием пространства и перспективы

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Барокко (ит. barocco — странный, неправильный, причудливый) — архитектурный стиль стран Европы XVI XVIII вв. Барокко был связан с дворянской культурой эпохи расцвета абсолютизма. Основная идея барокко красота, торжественность высокопарность. Отсюда его преувеличенный пафос театральность что в архитектуре выражается усложненностью форм пышной декоративностью. Фасады характерны сильно выступающими карнизами разор ванными фронтонами полуколоннами и нишами что создает беспокойные светотеневые эффекты. Нередко плоскости фасадов имеют криволинейные формы. В отделке интерьеров преобладает многокрасочность цветной мрамор и СТУККО золоченая бронза росписи все это придает помещениям праздничный характер. Усиливают его живописные плафоны с иллюзивными построениями

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Бельведер (итал. belvedere, буквально — прекрасный вид) —

1) вышка, надстройка над зданием (чаще всего круглая в плане) или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда открывается далёкий вид.

2) название, закрепившееся за некоторыми дворцовыми сооружениями, находящимися в красивом природном окружении; таковы летняя резиденция папы в Ватикане (15-16 вв.), дворцы в Праге (1536-60, архитектор Дж. Спацио и др.), Вене (1714-24, архитектор Л. Хильдебрандт), Варшаве (1818-22, архитектор Я. Кубицкий).

3) открытая со всех сторон, крытая сверху терраса, обычно над зданием, откуда открывается вид на окрестности.

Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Бельведер

  1. Круглая или граненая надстройка с проемами, завершающая усадебный дом или особняк и позволяющая обозревать окрестности.
  2. Садово-парковый павильон или беседка в возвышенной части усадебного либо дворцового ансамбля

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Бельведер — площадка или помещение наверху здания, а также небольшая постройка на возвышенном месте, служащие для обозрения окружающей местности. Ревнители чистоты русского языка XIX в. это сооружение называли МИЛОВИДА

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Бельведер (от итал. belvedere — «прекрасный вид») — лёгкая постройка на возвышенном месте, позволяющая обозревать окрестности. Кроме отдельно стоящей постройки бельведером может называться надстройка над зданием, вышка. Например, башня, с широкими застекленными или открытыми отверстиями.

Слово впервые вошло в употребление в Италии, когда такие постройки стали распространены в Риме, например у Латеранского дворца или Виллы Медичи. В русском языке слово обозначает преимущественно надстройку. Во французском так обычно обозначается беседка или павильон в конце сада с хорошим видом.

Также бельведерами называются многие дворцы в Европе, расположенные в особенно красивых местах

Википедия – свободная энциклопедия

 

Бельэтаж (от франц. bel — прекрасный и etage — этаж) —

1) второй снизу этаж дома, главным образом дворца, особняка. В бельэтаже размещаются парадные залы и комнаты, отличающиеся от помещений др. этажей большей высотой, качеством отделки. В современной архитектуре жилых домов термин «бельэтаж» почти не применяется.

2) в театральных зданиях — 1-й ярус зрительного зала над бенуаром и амфитеатром.

3)   второй, парадный (обычно с более высокими комнатами) этаж здания. В театре бельэтаж первый ярус балконов над партером

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Бельэтаж (фр.Bel — прекрасный + Etage – этаж) — главный этаж здания, в котором размещаются парадные залы и комнаты, значительно отличающиеся от помещений других этажей большей высотой и лучшим качеством отделки.

Словарь архитектурных и строительных терминов по недвижимости Сайт: http://glossary.ru/

 

Бордюр (франц. bordure от bord — край) — полоса, обрамляющая края чего-либо, кайма, кромка. В топиарном искусстве (искусстве декоративного садоводства) бордюр — это низкие и узкие полосы высаженных растений, фигурно остриженных кустарников, окаймляющие отдельные участки в садах и парках. Бордюр является цветовым обрамлением композиции, подчеркивающим ее линейный рисунок

Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Бочка в архитектуре — устоявшееся в русской традиции обозначение своеобразного типа крыши гражданских и церковных зданий. Имеет сложную конфигурацию и по форме представляет собой незамкнутый цилиндр или, реже, полуцилиндр, с повышенным и заострённым верхом, в результате чего на фасаде образуется килевидный фронтон, напоминающий храмовую главу—»луковицу» в разрезе

Википедия – свободная энциклопедия

 

Бровка  — декоративный элемент в архитектуре. Рельефная арка над оконным или дверным проемом, нишей. Бровки использовались в церковной средневековой архитектуре. В особенности часто они применялись в зодчестве Великого Новгорода. Бровки могли быть одинарные или многолопастные, объединяющие под собой несколько ниш или окон. Края арки-бровки обычно делались прямыми, горизонтальными. Часто бровки сочетались с фигурной кирпичной кладкой — поребриком

Википедия – свободная энциклопедия 

 

Будуар — изысканно убранная комната светской дамы, предназначенная для отдыха, туалета, а также приема близких и знакомых

Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995 Словарь Архитектурных терминов. EdwART. 2011, сайт http://dic.academic.ru/

 

Булевтерий (греч.) — здание для заседания буле (совета старейших) — высшего административного и иногда законодательного органа в древнегреческих городах-государствах

Источник: http://www.vizd.ru/dictionary.php?d_type=arch

konsulmirАрхитектураКниги, СловариЭнциклопедия недвижимостиАрхитектура,Энциклопедия недвижимостиЭнциклопедия недвижимости  Архитектура  Ар – Б Автор-составитель: Обухов Евгений Николаевич    Архитектура классицизма - Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма...Организации и консульства. Праздники, календари, выходные. Справочная информация